Дитер Зигер

Дизайн оборудования и интерьер ванной комнаты. Несколько советов от маэстро "ванного" дизайна, архитектора, президента Немецкого клуба дизайнеров, классика современного дизайна - Дитера Зигера.

Дата публикации 01.12.2001

Текст: Александра Шапиро

Журнал: N6 (40) 2000

Историография. Дитер Зигер - архитектор, президент Немецкого клуба дизайнеров, классик современного дизайна. Родился в 1938 году в Мюнстере, Германия. Его биография - типичная история на тему selfmade. (Кстати, Sieger в переводе с немецкого - "победитель"). Свои первые архитектурные проекты Дитер Зигер реализовывал, будучи еще студентом архитектурного отделения Школы искусств и ремесел в Дортмунде. Это было очень напряженное время. Студенту, не имевшему возможности оплачивать жилье непосредственно по месту учебы, приходилось каждое утро, в 6.15 садиться на поезд, следующий до Дортмунда, и каждый вечер возвращаться обратно. Поездки финансировались за счет продажи собственных акварелей, а в выходные и зачастую по ночам будущая знаменитость работала на строительных объектах, так как в остальное время профессора требовали стопроцентной посещаемости лекций. Уже через год, сдав государственный экзамен по архитектуре, Зигер открывает в родном городе собственное архитектурное бюро. С 1965 по 1976 годы он проектирует многоквартирные дома, семейные коттеджи и промышленные здания в Греции, Испании, Франции, США и Саудовской Аравии. Вскоре Зигер, страстный мореплаватель и яхтсмен, начинает заниматься оборудованием яхт и парусников для своих клиентов. Привнеся в интерьер судов элементы современного дизайна, он решительно покончил с эпохой тика и полированной латуни в кораблестроении. За шесть лет работы корабли Зигера становятся известны во всем мире. Организация жилого пространства яхты, в частности, проблема конструирования санитарных узлов, в конце концов привела Зигера к дизайну интерьера и оборудования ванных комнат. Это и стало переломным моментом в карьере: одним из первых применивший комплексный подход к дизайну ванной комнаты и разрабатавший для нее модульные системы, последние двадцать лет Дитер Зигер считается одним из лучших специалистов в этом направлении. Большинство его проектов отмечено престижными международными премиями, а, например, серия предметов для ванных комнат Giamo, созданная для компании Duravit, включена в коллекцию Музея дизайна в Лондоне. Немного личного. Для Дитера Зигера понятия "работа" и "жизнь" - синонимы. Старинное поместье (отчасти напоминающее музей, где собраны произведения выдающихся современных дизайнеров: Шипека, Соттсасса, Микеле де Луччи, Филиппа Старка) в северной Рейн-Вестфалии - одновременно и дом, и архитектурно-дизайнерское бюро с двумястами сотрудниками. Вместе с Зигером-старшим трудятся его сыновья, Кристиан - менеджер и Михель - дизайнер. Музой и помощницей Зигер считает свою жену, постоянно сопровождающую его во всех поездках. Вторым домом для Дитера стала Венеция - в свое время именно он отреставрировал разрушенный пожаром прекрасный театр La Fenice. Из собственных портретов предпочитает лишь черно-белые фотографии. В последнее время активно занимается живописью, но пока ни одному владельцу галереи не удалось убедить его выставить свои работы. В конце марта нынешнего года Дитер Зигер впервые посетил Москву - по приглашению российской компании НЭКСКЛЮЗИВ. В довольно плотном графике дизайнера нашлось место для графы: "Журнал SALON-interior, интервью". Вопреки строгому регламенту, разговор затянулся, поскольку герр Зигер оказался весьма интересным собеседником. Мы же решили привести ту часть беседы, которая непосредственно касалась облика ванной комнаты - темы, поистине неиссякаемой и всегда актуальной. Итак, несколько советов от самого маэстро "ванного" дизайна.  - В последнее время заметно возрос интерес к дизайну оборудования и интерьера ванной комнаты. В этом отношении весьма показательны международные выставки и ярмарки. Стоит вспомнить международную экспозицию сантехники во Франкфурте, октябрьскую Abitare il tempo в Вероне, где был представлен проект под названием "В присутствии воды", демонстрирующий современные экспериментальные концепции в этой области, или отдельно заявленные экспозиции на последнем Кельнском мебельном салоне. Чем, по-Вашему, вызван подобный "всплеск"?  - Конечно, все это произошло не вчера. Концепция ванной комнаты начала радикально меняться уже лет пятнадцать назад, когда она стала постепенно превращаться из помещения для гигиены в комнату для отдыха, покоя, для размышлений, для одиночества. А повышенный интерес объясняется скорее всего тем, что на все изменения в тенденциях дизайна интерьера квартиры, дома, и даже в социальных тенденциях, первой весьма чутко "реагирует" ванная комната.  - Например?  - Допустим, раньше считалось, что прихорашиваться в ванной комнате - привилегия исключительно женская. Теперь отдельная и не менее просторная полочка для парфюмерии нужна и мужчинам. Что же касается отдыха, то в связи с компьютеризацией и техническим усложнением жизни человеку требуются все новые и новые формы релаксации. Так в ванной комнате появляются ванны различной конфигурации, солярий, кушетки, кресла, стереофонические установки, применяется игра со светом.  - К слову, о социальном аспекте: в России ванная комната считается "визитной карточкой" квартиры и, соответственно, работает на престиж хозяев дома. В Германии по-другому?  - То же самое. Ванная комната для гостей отделывается еще шикарнее, чем для хозяев. Если бы немцы имели возможность демонстрировать свою ванную комнату столь же часто, как и свой автомобиль...  - С началом двухтысячного года стали весьма популярны прогнозы на "дизайн третьего тысячелетия". Какой Вы видите ванную комнату ближайшего будущего?  - Лично я буду продолжать работать с четкими, классическими формами оборудования и аксессуаров. Думаю, что похожим будет и общий настрой. Сегодня даже Филипп Старк возвращается к простому геометрическому рисунку.  - Ну, а если говорить об инженерии оборудования, новых материалах, технологиях?  - Материалы? Темное дерево, фаянс.  - Фаянс? Разве его еще не вытеснил акрил?  - Моя фирма, конечно, производит роскошные ванны из акрила, но фаянс всегда был и будет номером один. По-прежнему популярной останется автоматика: поддержание уровня воды, температуры, влажности, освещения. Однако, до полной автоматизации дело не дойдет: например, открывать-закрывать кран по-прежнему надо будет вручную. Человек должен сохранять естественную моторику.  - То есть процесс открывания-закрывания крана возводится на уровень традиционного ритуала, который ни в коем случае нельзя принести в жертву технологической моде?  - Совершенно правильно. И на мой взгляд, огромное внимание нужно уделять свету в ванной комнате. Причем не только разноуровневому освещению, создающему разное настроение. Стоит сделать акцент на режимах освещения макияжной зоны, позволяющих женщине утром, собираясь на работу, накладывать легкий дневной грим, а в театр или в ресторан - изысканный, может быть, чуть театральный.  - Впечатляет, когда мужчина столь подробно посвящен в тонкости женского макияжа...  - Что Вы, это очень нужно в моей профессии! Изучать новые тенденции моды всегда важно. Я просматриваю в месяц около пятидесяти различных журналов, и из них десять посвящены моде. Я был знаком с Версаче, знаю Лагерфельда, с удовольствием хожу на показы.  - А как бы Вы сформулировали идею вашего дизайна?  - Я большой эстет. Еще мальчиком ходил пить кофе (хотя мне это было совершенно не по карману) в кафе в больших отелях - смотреть на элегантную обстановку, на элегантных людей, на их манеры. Сейчас я путешествую по красивым городам, езжу на "Ягуаре" - для меня это пример произведения: дизайнерской мысли, искусства, души.  - Целая философия, образ жизни.  - Да, и в целом по мироощущению и уровню дизайн моих ванных комнат можно сравнить