Дом без углов
трехуровневый частный дом в Подмосковье Микеле Рацини Современный интерьер частного дома с элементами модерна в виде функциональных объектов
Давно минули дни, когда Иван III приглашал итальянцев, признанных мастеров строительного дела, для сооружения храмов и палат Московского Кремля. Давно стали достоянием истории дворцы и парки, созданные законодателями архитектурной моды Трезини, Растрелли, Жилярди, Кваренги. Времена изменились, но талантливые итальянцы, такие как Микеле Рацини, по-прежнему востребованы в России
Хозяевам дома дизайнера рекомендовали друзья. Микеле оформляла интерьеры многих расположенных по соседству коттеджей, и результаты ее трудов убедили будущих заказчиков, что именно она сможет придать неповторимый облик внутреннему пространству уже существующей "коробочки". Дом представлял собой традиционный трехуровневый объем, состоящий из цокольного и двух надземных этажей. Центральное помещение второго этажа было увенчано небольшим световым куполом, выполненным согласно задумке хозяина.
Все сооружение имело совершенно необжитой вид и простаивало в ожидании достойного оформления. Пожелания хозяев были самыми общими: дизайнеру предоставили практически полную свободу в выборе материалов для отделки, мебели и аксессуаров. Осмотрев и оценив "поле битвы", Микеле призвала на помощь бригаду своих соотечественников, которые как никто другой могли понять и воплотить ее пожелания и устремления, и приступила к работе.
В философском смысле дизайн интерьера, подобно любому творческому процессу, предполагает преодоление хаоса и установление определенного миропорядка (в данном случае порядка вещей в доме).
Обычно выбор стиля становится тем камертоном, по которому выверяется гармония предметов и материалов. Хозяева упомянули, что хотели бы видеть в интерьере черты модерна. Он в наши дни весьма популярен, и подобные пожелания заказчики высказывают довольно часто, не всегда осознавая, что этот стиль включает в себя множество самых разнообразных направлений. Задачей дизайнера было в процессе бесед с хозяевами выяснить, что в действительности им необходимо и что скрывается за их представлениями о модерне. Выводы сводились к следующему: во-первых, заказчики любят простор, свет и уют. Во-вторых, их не привлекает классика, т. к. с ней, по их мнению, связан ряд избитых представлений о роскоши и "шикарной жизни". Модерн в данной ситуации воспринимался как противопоставление классике. Владельцам дома импонировало, что он не диктует жестких правил (не требует строгой симметрии, единства всех элементов декора), и также лишен помпезности и пафоса большинства исторических стилей, от античной классики до барокко и ампира.
В результате творческого синтеза идей дизайнера и пожеланий заказчиков был создан вполне современный интерьер с элементами модерна. Их немного, и они не грешат против вкуса, а как бы "инкрустированы" в материалы нового поколения и мирно соседствуют с современными функциональными объектами. Яркий пример - кабинет, составляющая часть гостиной. Он не отделен от "общественного" пространства глухими стенами, а лишь отгорожен японской ширмой. Деревянная обшивка стен кабинета специально "состарена" и затерта, а стол и настольная лампа выдержаны в духе начала века.
"Антикварный" кабинет не диссонирует со светлым залом, обставленным строгой мягкой мебелью, украшенным футуристическим по форме стеклянным столиком и венцом галогенных ламп, но и не сливается с гостиной. Нельзя не упомянуть о незаурядной находке автора, встречающей гостя у самого порога. Сложно назвать то, что предстает перед нами, банальным словом "прихожая". Полукруглая стена до половины покрыта венецианской штукатуркой, а под ней проступает искрящаяся мозаика из кусочков смальты. В какой-то миг в подсознании проносятся видения римских терм, византийских дворцов и базилик. Появляется ощущение, что дом причастен к истории гораздо больше, чем на самом деле. Конечно, и владельцы дома, и гости прекрасно понимают, что это всего лишь игра, имитирующая несуществующее великолепное прошлое совершенно новой постройки. Но все же с самого первого момента знакомства с домом остается впечатление таинственности и недосказанности, пробуждается фантазия, создается особый настрой.
Полукруг стены с мозаикой напротив парадной двери задает ритм движения всему жилому пространству, точнее, всем стенам, его ограничивающим. В доме очень мало прямых углов. Практически все стены мягко скругляются, перетекая одна в другую. Комнаты открывают широкие объятия-проемы навстречу друг другу, забывая о том, что они - отдельные ячейки пространства. Это продиктовано как общей эстетической концепцией дизайнера, считающего, что мягкие линии и открытые проемы создают ощущение комфорта, так и особенностями образа жизни заказчиков. Владельцы дома, семейная пара, любят принимать гостей, но редко оставляют их ночевать. Поэтому не возникает необходимости абсолютно изолировать "общественные" помещения (гостиную, кинозал, столовую) от частных, таких как спальни и рабочий кабинет. В большинстве случаев в течение дня в доме находятся только двое, а потому можно отгородить кабинет от гостиной лишь легкой ширмой. Помимо этого существует и визуальное разделение - стилистическим оформлением.
Довольно замкнутый образ жизни хозяев позволяет также разместить домашний кинотеатр на втором этаже, в комнате с куполом, соседствующей с хозяйской спальней. Легкий купол и волнообразная, словно вибрирующая стена за телевизором как бы становятся преддверием виртуального мира кино.
Планировка каждого этажа выстроена так, чтобы из любой точки открывался максимальный вид на соседние комнаты. Довольно часто Микеле пользуется эффектом сценического пространства: например, полукруг стены в прихожей можно интерпретировать как сцену, выступающую одновременно главным персонажем театрального действа. Этот персонаж предстает перед нами открытым и в то же время загадочным, сдержанным и торжественным.
Сходство с театральной сценой подчеркивает и шелковый занавес, сдвинутый влево, а также укрепленные по кругу лампочки-софиты, освещающие мраморный пол. На нем в причудливом танце сплелись линии, образующие монограмму хозяев, то есть главных действующих лиц в доме.
Театральный эффект использован и во "взаимоотношениях" кабинета и гостиной. Японская ширма (аналог занавеса) приоткрывает мизансцену в декорациях модерна с участием манерно изогнутой лампы, кресел в чехлах и стола. На втором этаже проем без двери, ведущий в домашний кинотеатр, расступается профилированными уступами подобно кулисам.
Не удовлетворившись, видимо, созданием интерьера, Микеле решила "сотворить" и пейзаж за окнами. Наиболее удобные условия для этого предоставлял нижний этаж, где расположились бар и бильярдная. Помещения не имеют окон, но в бильярдной находятся две неглубокие арочные ниши, для которых у итальянского художника были заказаны живописные панно. Дизайнеры ландшафтов, которые только начинают работать на участке, могут попробовать повторить хотя бы отчасти эти живописные образы. Тогда внутренний мир дома отразится во внешнем мире как в зеркале. А последнюю точку поставят сами хозяева. Обживая новый дом, они разделят с ним все свои радости и печали, и сделают созданную мастером "картину" живой.