Дом-корабль

загородный особняк площадью 247,6 м2 под Санкт-Петербургом Сергей Нефедов, Ирина Молодкина, Юлия Лебедева

Дата публикации 18.03.2005

Текст: Ольга Гвоздева

Фото: Петр Лебедев

Стилист: Владимир Никифоров

Автор проекта: Сергей Нефедов
Андрей Рыжов
Ирина Молодкина
Юлия Лебедева
Михаил Нефедов
Сергей Бельтюк
Александр Тростин
Екатерина Косова
Лали Чиглашвили

Журнал: N2 (91) 2005

Этот особняк возник из двух, на первый взгляд, взаимоисключающих начал. В его основе одновременно лежат типовой проект известной финской фирмы и оригинальный дом одного из американских друзей хозяина. Условной схемы, нарисованной заказчиком, оказалось достаточно, для того чтобы архитектор Сергей Нефедов смог объединить эти два условия в нечто цельное и гармоничное - дом-корабль Образ океанского судна возник неслучайно, ведь хозяин - в прошлом капитан дальнего плавания. Отсюда яркие, узнаваемые детали: окно-иллюминатор в спальне, угловой эркер столовой, выступающий вперед, словно нос корабля. Впрочем, архитектор Сергей Нефедов больше склонен сравнивать его с автомобилем. Все инженерные системы - котлы, водомерный узел, дизельный генератор ("двигатель") - сосредоточены в отдельно стоящем хозблоке, откуда очищенная вода, тепло и электроэнергия поступают в основной дом - "салон" машины. Особняк одновременно выполняет функции жилого дома и представительства, поэтому особое внимание было уделено логике интерьера. Любой гость уже спустя минуту свободно ориентируется в пространстве, чему немало способствует и удобство расположения всех помещений. Дом одноэтажный, в нем нет ни одной внутренней лестницы, есть лишь одна наружная, ведущая на смотровую площадку. Своей сложной конфигурацией особняк обязан соснам, растущим на участке. Их стремились сохранить максимально, и поэтому создается впечатление, что дом прокрался на свободное место, не повредив ни одного дерева. Когда здание уже было подведено под крышу, обнаружилось его полное соответствие канонам фэн-шуй. Хозяева были очень рады этому обстоятельству, однако архитектор утверждает, что все вышло совершенно случайно. Сам он никогда не изучал древнекитайское искусство гармонии, но, исходя исключительно из опыта и принципа эргономики, пришел к тем же результатам. Роль доминанты в интерьере играет гостиная, которая поражает высотой шатрового потолка. Из предметов обстановки здесь только мягкая мебель и небольшой буфет, главное же внимание привлечено к "островному" камину, дымоход которого возносится под самый конек крыши. Важная роль отведена освещению. Здесь представлены три системы светильников: архитектурная, направленная на стены (причем софиты могут раскрываться и в интерьер), потолочная, дающая верхний рассеянный свет, и дежурная, подчеркивающая линию пола. Снаружи к окнам, пониженным до уровня земли, подступают сосны, становясь неотъемлемой частью внутреннего пространства в соответствии с формулой гармонии по Нефедову. Сергей Нефедов: "Я считаю, что человек, живущий в спроектированном мною доме, не должен на каждом шагу натыкаться на "следы" моего творчества и поминутно говорить: "Здравствуйте, господин архитектор". Я сделал объект, и меня там больше не должно быть."