Дом, который радует

загородный особняк общей площадью 500 м2 Андрис Куликов, Антон Непершин

Дата публикации 01.05.2001

Фото: Евгений Лучин

Текст: Василий Лифанов

Автор проекта: Андрис Куликов
Антон Непершин
Владимир Кожнов
Евгений Савостиков
Олег Демешек

Журнал: N11 (34) 1999

Дом стоит в глубине участка, заметно отличаясь от других, виднеющихся повсюду. Те - тяжеловесны и массивны. Этот - легкий, светлый. Устремленный вверх. По пропорциям - спокойный, естественный. Хотя и не без острых углов... Дом этот так же хорошо сложен, как и девушка, долго занимающаяся бальными танцами. Посторонние могут подумать, что такая фигура - от природы, но на самом деле она - результат работы, результат кропотливого и вдохновенного процесса История знакомства Хозяйка познакомилась с архитекторами после того, как внимательно присмотрелась к ним и к их работе на другом объекте. И когда хозяйка поняла, что ей нравятся эти люди и этот стиль, вот тогда-то все и состоялось. Итак, хозяйка Женщина самостоятельная и состоятельная, активная. Вполне убеждаемая - в разумном и логичном. Имеет вкус... Она - один из директоров частной фирмы, действующей на мебельном рынке. Поэтому с европейским мебельным дизайном знакома, можно сказать, лично и "на отлично". Процесс созидания Хозяйка приняла в нем самое деятельное участие - большая часть обстановки покупалась ею. Надо сказать, что занявшись творческим процессом подбора мебели и аксессуаров для дома, хозяйка сильно облегчила жизнь архитекторам. И они получили возможность сосредоточить свои усилия на формировании внутреннего пространства, задавая стратегическое направление развитию всего интерьера. Хозяйка же, видя, каким - с ее предварительного согласия - вырисовывается образ дома, сама старалась, чтобы приобретаемые предметы не выбивались из общего стиля. Архитекторы лишь изредка ее корректировали, и главным образом это касалось вопросов масштаба вещи. Они говорили хозяйке: "Сюда требуется зеркало покрупнее. А вот здесь должна быть люстра примерно таких-то размеров". И хозяйка предлагала очередной вариант. В общем, отношения между хозяйкой и архитекторами складывались доверительно и конструктивно. Созвучно, соавторски. Дом, участок и пожелания Когда сюда пришли архитекторы, дом уже стоял - в каркасе. И хозяйка даже наметила планировку. Пожелания, которые были высказаны архитекторам, звучали так: "Хочется, чтобы дом был легким и просторным, и чтобы в нем было радостно жить". О'кей. Архитекторы приступили к своим обязанностям. На рассмотрение хозяйке представлялся эскиз за эскизом, одно решение завязывалось с другими. И наконец концепция будущего интерьера определилась. Дом, в принципе, имеет стандартную конструкцию. Тем не менее, архитекторам все же удалось придать ему своеобразие за счет отделки фасадов. Ощущение легкости и стройности здания формируют светло-серые тона цокольного этажа и крыши, а также светло-зеленые плоскости стен, на которых чертится бело-коричневая графика окон, дверей, фризов и балконных ограждений. Вместе с тем острые скаты крыши, в помощь которым приданы ромбы мансардных окон, по меньшей мере интригуют. Интригует и крупно прорисованная геометрическая планировка участка с плавно огибающей декоративный прудик дорожкой. Стилиссимо интерьера Планировка в целом была задана строителями. Хозяйку она функционально устраивала. Со своей стороны архитекторы - в русле высказанных пожеланий - предложили основную цветовую гамму интерьера: светло-желтый в сочетании со светло-зеленым и кое-где - голубовато-серым и розово-фиолетовым. Эти крупные "фоновые" колористические сочетания объединяют дом и, взаимодействуя с освещением и друг с другом, дают ощущение его внутреннего объема, открытости и "воздушности". И уже в этом "климате" благополучно "цветут" различные цветовые акценты: мебель, аксессуары, светильники и прочее. Кроме цвета на впечатление единства интерьера "работает" и множество других дизайнерских решений. Тут вам и "забегание" паркета из одной комнаты в другую вразрез основному "течению" паркетных плашек, и сквозные - из комнаты в комнату - фальшпотолки, и повторяющиеся - из помещения в помещение - мотивы декора (круг, треугольник). Тут вам и элементы световой режиссуры, и "обрамляющий" каждое помещение материал - дерево. Дубовые плинтуса, панели и карнизы повсюду решены "по-крупному" - без излишней резьбы. Это простое решение тоже "работает" на впечатление единства и просторности интерьера. И вот еще что ценно: если общая цветовая палитра замечается сразу, то вышеперечисленные дизайнерские ходы обнаруживаются человеком постепенно, что для него становится приятной неожиданностью. И дом не надоедает. Точно так же приятны и неожиданны обнаруживаемые кое-где сбивки в симметричности композиции. Вызывает интерес и постоянно повторяемый в доме диалог плавной дуги (или круга) и острого угла. Все это - как приправа к блюду - привносит в пространство динамику, а во впечатления - пряность. Первый этаж. Прихожая - холл Прихожая. По левую руку - вешалка и два развернутых под 45 градусов друг к другу шкафа-"сигареты" с зеркальными дверцами. По правую руку во всю длину помещения раскинулось зеркало, у подножия которого - два узких кресла, синее да желтое. Все три зеркала "общаются" между собой посредством отражений. Окружности фальшпотолка смещены относительно друг друга. Внешний круг обозначает центральную симметрию помещения в плане, внутренний же - ось симметрии композиции интерьера. Холл - центр всей общественной части дома. Это удостоверяет соцветие люстры и расходящиеся от нее концентрические окружности - уступчатые на потолке и мраморные на полу. Симметрично входу располагаются панели радиаторов, зеркала и входы в парадную столовую и кабинет хозяйки. Прямо - расширенный дверной проем, ведущий в объединенную зону гостиной, кухни и столовой. Его продолжение вверху - вставка, собранная из реечек, которые образуют ломаный "орнамент". Точно такой же "орнамент" мы видим над дверью, ведущей в прихожую. Функция этих "родственных" вставок двояка: визуальное удлинение дверных проемов, что "приподнимает" потолок; и "остроугольная" сбивка того благостного настроения, которое рождается всеми симметричными фигурами помещения. Интересно посмотреть, как архитекторы решили проблему естественного освещения холла. Свет с улицы проникает сюда через стеклянные двери гостиной, прихожей, кабинета и парадной столовой, а также из окна над лестничным маршем и из цветных внутренних окон. Благодаря этому холл воспринимается концептуально легким и воздушным. Причем в свет добавлен и цвет. Эти витражные эффекты созданы тремя внутренними окнами между гостиной и холлом. Сами окна сделаны хитро: между двойными стеклами уложены цветные хрустальные палочки, которые образуют живописную композицию, рассказывающую нам о взаимопереходе оттенков цвета друг в друга (синий - зеленый - салатовый - желтый). Первый этаж. Парадная столовая и кабинет Расположенные симметрично, они слегка отличаются цветовой гаммой. В кабинете она "похолоднее" и в голубизну - для улучшения процесса размышления. В столовой же (для приятного аппетита) стены больше склонны к "теплоте". Пространство этих помещений "держат" простые и массивные карнизы, плинтуса и панели - они словно обрамляют комнаты. Интерьер столовой, как и положено, ориентирован от окна к дальней стене. По центру - стол, у дальней стены - диван вишневого окраса, у боковых стен, напротив друг друга - низенькие шкафчики с посудой. Зеркало, хрустальная люстра, картины. Симметрия? Да. Но приглядевшись, понимаешь - не совсем. "Сбивка" симметрии происходит под ногами: паркет в комнате уложен наискосок - в сторону двери и далее - в холл. Этот динамичные штришки не дают пространству застояться и "зацвести", как воде в тихом пруду. Оно получает импульс к движению, а это - жизненно важно. Первый этаж. Гостиная - кухня - столовая По впечатлению это, в общем, единое пространство. Хотя и состоит из трех вполне читаемых зон. Вместе с тем пространства каждой отдельной зоны взаимопроникают друг в друга, завязываясь между собой. Так паркет гостиной заходит за линию дверного проема - в столовую. Одновреме