Дом-лайнер
загородный дом на Волге Сергей Малахов, Евгения Репина
Этот удивительный дом расположен на участке, прилегающем одной стороной к лесу, а другой стороной выходящем на длинную просеку, которая находится между двумя оврагами. Вся эта линия проходит вдоль высокого берега Волги, правда, от дома до воды метров 400, но с верхних этажей видны речные дали. Из окружающего ландшафта и появился мотив, ставший затем основной идеей проекта: композиция объемов самого дома выстроена на образе причаливающего корабля.
Архитекторы сознательно разработали "неопределенный" план, который отклоняется от границ участка с собственными направлениями движения. Они "сдвигают" дом с четких осей, так что здание как бы вращается или, по словам Сергея Малахова, "плывет, как дрейфующий корабль или некий плот".
Перепад участка - около 2,5 метров с востока на запад, что поначалу не было заметно. В процессе строительства пришлось несколько скорректировать план: именно так появилась ступенчатая организация сада с подпорными стенками.
Проектирование шло долго, дом строился, а работа над эскизами и чертежами все продолжалась. Как весь объем здания, так и элементы интерьера отрабатывались на многочисленных макетах. С первых шагов план здания задумывался как модернистский, но от привычной для этого архитектурного стиля плоской кровли хозяева отказались наотрез. Поэтому авторы проекта придумали крышу-гротеск с акцентированными свесами. В некоторых местах крыша даже "оторвана" от стены, как у капеллы Ле Корбюзье в Роншане. Сперва владельцы хотели обрезать эти "излишки" кровли, выходящие за пределы дома, но в конце концов согласились их оставить и даже, воодушевившись, сами начали генерировать идеи.
Этот дом возводили как монолит. Сначала поставили колонны, на которых держится "взлетающая" крыша. Какое-то время это был прозрачный объем, чистая конструкция, обросшая затем оболочкой.
Основное здание состоит из нескольких частей: овала ("лайнера") с эллипсовидной кровлей, круга ("города") и объединяющего их многоуровневого атриума. Этот атриум обыгран архитекторами как таинственное ущелье между двумя объемами - причаливающего оранжевого "лайнера" и стеной белого "города". У каждой из частей дома собственный доминирующий цвет. В круглом объеме все построено на оттенках белого. В нем расположены гостиная с баром, кабинет, основная спальня, бассейн, зимний сад и - на самом верхнем уровне - игровая комната, из которой по лестнице-трапу можно выйти на "капитанский мостик". На первом этаже оранжевого объема - кухня, на верхних уровнях - гостевые спальни.
Внутреннее пространство здания выстроено так, что жильцам предлагаются разнообразные сценарии поведения, обусловленные возможностями их перемещения по дому. Например, все двери в оранжевом овале выходят на галереи, раскрывающиеся к "ущелью", но вот мостиков, по которым можно перейти в другую часть дома, всего несколько. Так что желающим переправиться на "тот берег" придется прогуляться по галерее до ближайшего перехода.
Главные объемы здания находятся в контрастных отношениях (статичного круга и более динамичного овала, белого и оранжевого). Центральная лестница дома закручивается вокруг красного конструктивистского по форме арт-объекта, взлетающего вверх. С его помощью напряженные отношения оранжевого и белого смягчаются, поскольку внимание переключается на единичную эксклюзивную форму. Во время работы над отделкой интерьеров особое внимание уделили оттенкам белого: поверхности, соединяющие контрастные по цвету объемы, выкрашены в тон тени, отбрасываемой одним объемом здания на другой.
Сергей Малахов: "Дом можно по праву назвать по имени его владельца, Сергея Попова, который фактически стал участником проектирования. Его способность воспринимать архитектурные идеи в процессе работы и откликаться на них стала для нас откровением. Хозяин изменил свой вкус с традиционного на модернистский, став нашим идейным соратником. И до сих пор мы с удовольствием общаемся друг с другом".