Дом на набережной Мойки

квартира (270 м2) в Санкт-Петербурге Борис Бейдер, Владимир Лемехов

Дата публикации 11.06.2003

Фото: Дмитрий Лившиц

Интервью подготовила: Ольга Гвоздева

Автор проекта: Борис Бейдер
Владимир Лемехов
Леонид Степанов
Георгий Степанов
Владимир Хвостик
Владимир Литвин

Журнал: N4 (71) 2003

SALON: Борис, в нашем журнале уже публиковались две квартиры, которые находятся в этом доме на набережной Мойки. Они были решены в разных стилях, но повод для их приобретения был один: удивительный вид из окон. Я не ошибусь, если предположу, что эта история начиналась похожим образом?  - Действительно так. Хозяйка квартиры рассказала мне, почему она остановила выбор на этой квартире. Едва войдя в угловую комнату и увидев открытое окно с балконом, она решила приобрести ее, невзирая на удручающее техническое состояние. Ее поразил вид на Мойку и канал Круштерна. Потом была длительная эпопея расселения квартиры: это была жуткая коммуналка. Но когда сломали перегородки, открылась изумительная анфилада, идущая параллельно Мойке. S: Когда глядишь на череду комнат, кажется, что квартира избежала существенной перепланировки. Наверняка это не так.  - Перепланировке подверглось практически все пространство. Неизменной осталась только угловая гостиная, если не считать появившийся в ней дверной проем. Параллельно классической анфиладе была выстроена еще одна - коридор, ведущий вглубь квартиры. Его образует система арочных порталов, благодаря которой "транзитное" пространство коридора превратилось в парадный холл. S: Интерьер обладает выраженным постмодернистским характером. И наиболее ярко эта особенность проявляется именно в холле, где классическая аркада сочетается со стеклянным полом. Кстати, каким образом он возник в одноэтажной квартире?  - Когда мы вскрыли полы, выяснилось, что холл находится над аркой коридора нижележащего этажа. Обнаружилось пространство, которое грешно было не использовать. Над ним мы и сделали стеклянный пол, через который перекинут мраморный мостик. Впрочем, в интерьере можно найти и другие постмодернистские цитаты. К примеру, витраж, за которым скрывается ванная комната. Несмотря на абстрактный сюжет, это - классический витраж со свинцовыми переплетами. S: Функциональная зона квартиры - с кухней и ванной комнатой - контрастирует с парадной анфиладой. Это сделано намеренно?  - Здесь нашла выражение наша любовь к минимализму. К тому же этот контраст был необходим, для того чтобы интерьер квартиры не воспринимался как серьезное подражание классике, которое в наше время мало кому удается. Кухня получилась не очень обширной, но, признаться, хозяйка не проводит у плиты все свободное время. S: Каким образом возник второй уровень квартиры?  - Четырехметровая высота потолков позволила развить интерьер по вертикали. Наверху появилась комната отдыха, но она мало интересовала нас как объект дизайна. S: Какую роль в работе над проектом играла хозяйка квартиры?  - Частный интерьер - это всегда совместное творчество. Многие вещи появились здесь благодаря настойчивости заказчицы. Так пришла идея активного потолка в столовой (гипс, окрашенный под дерево), прототип которого она увидела во время путешествия. Подоконники и камин сделаны из любимого ею оникса. S: Многие петербуржцы мечтают поселиться в центре города, но не все готовы купить квартиру в доме, где долго не было капремонта. Поводом для подобного поворота судьбы обычно становится романтическое чувство, такое, например, которое рождает вид за окном. Загадка?  - Это может быть очень сильное чувство. Настолько сильное, что грызуны, прогрызающие только что настеленный паркет (как было на этом объекте), не кажутся серьезным препятствием на пути к цели. Местоположение дома, замечательный петербургский пейзаж за окном - это стоило вложений. Но в итоге выиграли все... Борис Бейдер: "Признаться, нам с коллегой ближе минимализм. Однако эта квартира сама продиктовала классическую тему. Когда, приступая к ее реконструкции, мы сломали все внутренние перегородки, открылась великолепная анфилада, идущая вдоль Мойки. Параллельно этой классической анфиладе мы выстроили еще одну - коридор, ведущий вглубь квартиры. Весь сюжет был построен на параллельном существовании двух анфилад в одном интерьере."