Дом с динозавром
трехуровневый дом общей площадью 540 м2 Мурат Сахтарьек, Кирилл Зверев
У каждого собственное представление о Вечности. Стивен Спилберг предложил в знаменитом "Парке юрского периода" свою версию. Ожившие динозавры демонстрировали ошеломленным зрителям не столько свою пугающую значительность, сколько незыблемую связь времен, что и производило наибольшее впечатление. Зримое соприкосновение с эпохой, существовавшей за несколько миллионов лет до появления человека, задало определенную игровую тональность более серьезной теме - "Я и Время".
Новый проект молодого архитектора Мурата Сахтарьека являет собой оригинальное решение данной проблемы. Связь времен как идея была заложена с самого начала и звучала как "задача реконструировать старый дом, купленный нашими современниками". Именно поэтому не столько эклектичность, сколько гармоническое стилевое сочетание привело к корректному разрешению вечного спора между Прошлым и Настоящим.
Историческая подлинность фасада этого подмосковного особняка задает парадоксальный тон той игре, где соблюдение старофранцузских реалий прошлых веков смело нарушено приметами дня сегодняшнего.
Композиционным центром дома стала лестница, спиралью пронизывающая все этажи. Гостиная зона представлена одним помещением, объединяющим кухню, столовую и место для бесед и чтения. Интерьерная концепция выдержана в одном из современных жанров и тяготеет к студийности. В пространстве нет явных границ, однако присутствует четкое зонирование.
Все начинается с кухонного блока, который плавно перетекает в столовую и далее логически завершается гостиной. Светлый эркер располагает к уединению. Белые диваны "выдают" цельность дизайнерской идеи. Камерность обстановки достигается благодаря ее простоте, релаксирующей цветовой гамме, естественному освещению, отсутствию лишних, ярких деталей. "Это один из моих принципов в интерьере, - говорит Мурат Сахтарьек, - я стараюсь работать с цветом очень осторожно и по возможности избегаю ярких, ультрасовременных оттенков. Мне более близка натуральная гамма - дерево, лен, камень. В наше время человеку после стресса - прожитого дня - необходимо обрести внутреннее равновесие, а оно возможно лишь среди спокойных тонов".
Особая тема в доме - кабинет. Он стал одной из значимых частей дома, так как является зримым воплощением Прошлого. Буквально все в нем "работает" на старину - библиотека с корешками потертых фолиантов, антикварный стол ХIХ века, своей солидной громоздкостью возрождающий традицию эпистолярии, кабинетный диван, который вовсе не служит местом для отдыха, и тяжелые портьеры.
Деловая обстановка, присущая скорее прадеду хозяев, таким образом, остается нетронутой, как в прежние времена. И кажется, что сейчас в старом зеркале отразится не облик нашего современника, а деловой партнер Джона Пирпойнта Моргана. Открывается тяжелая дверь с витой ручкой в виде грифона и... перед нами другой мир.
Как и подобает традициям, спальная зона расположена на втором этаже. Она выполнена в экзотическом африканском стиле с множеством деталей, акцентирующих внимание на этнике самого жаркого континента.
Экзотичность обстановки подчеркивает шкура зебры, лежащая на полу, высокие спинки стульев, безделушки на полках. Атмосферу комфорта создает спокойная цветовая гамма. Ванная комната находится по соседству. Все должно быть просто и удобно. В работе архитектор часто использует эмблему солнца (зеркало-солнце в одной из ванных комнат, солнышки на шторах и т.д.). И в данных контекстах солнце выступает не только как символ тепла, но как выражение первозданной радости бытия.
Памятуя известное изречение о том, что архитектура - это застывшая музыка, вряд ли можно ассоциировать эту музыку с роком. И все-таки... Домашний кинотеатр выполнен архитектором в американской стилистике конца 50-х годов и стал его несомненной творческой удачей. Диван для посетителей (заднее сиденье от "меркури" 51-го года), светильники в виде автомобильных фар, автомат для воды - все это воссоздает атмосферу рок-концерта: минута - и голос Пресли нарушит временное затишье.
На первом этаже - картинная галерея.
Особое место в ней занимает "реплика" настоящего ихтиозавра, приобретенная хозяевами в качестве главной достопримечательности. Если соприкосновение с Вечностью может произойти и таким способом, стало быть, и Стивен Спилберг оказался не столь далек от истины, предлагая искушенному человечеству свою версию временных созвучий?
Мурат Сахтарьек:
"Основная концепция моей работы была задумана коллегиально: заказчики стали моими соавторами. В одном доме мне пришлось сочетать самые разные направления. И чтобы это не было стилистической разноголосицей, мы остановились на идее "реконструкции", которая и позволила свободно реализовать самые смелые проекты".