Дом с мезонином

Миниатюрный особняк в неогреческом стиле, построенный по проекту архитектора А. С. Каминского: органичное сочетание чисто японского декора и русского искусства

Дата публикации 21.01.2004

Фото: Евгений Лучин

Текст: Татьяна Константинова

Журнал: N10 (77) 2003

Сначала дипломатическая миссия Страны восходящего солнца занимала едва ли не самое экстравагантное сооружение Москвы - знаменитый особняк Морозова, что на Воздвиженке. Но после войны японскому посольству предоставили другие апартаменты в двух старинных зданиях XIX века. Об одном из них, очаровательном доме с мезонином в Калашном переулке, наш рассказ Русское купечество всегда любило пустить пыль в глаза. Эта черта новой русской буржуазии широко известна и по литературным произведениям, и по сохранившимся в памяти потомков примечательным историям. В зависимости от размеров состояния купцы по-разному удивляли москвичей своими домами. Миллионщики Морозовы, Рябушинские, Мамонтовы, Игумновы возводили фантастические дворцы, от созерцания которых у москвичей буквально захватывало дух. Менее богатые строили себе жилища поскромнее, но с непременной претензией на роскошь. Нередко в качестве образца они показывали зодчим привезенные из-за границы открытки и литографии с шедеврами мировой архитектуры. И просили соорудить что-то подобное, но, разумеется, в миниатюре. Примерно так поступила купчиха Анна Ивановна Сергеева, решив в 1884 году строиться в Калашном переулке. Проект дома она заказала архитектору А. С. Каминскому. Свое будущее владение купчиха хотела видеть по образу и подобию знаменитых сооружений на площади Согласия в Париже - Бурбонского дворца и церкви Мадлен. Русский зодчий предложил заказчице сделать похожий треугольный антаблемент, но без опоры на колоннаду портика. Поскольку из-за дефицита площади не было места даже для крыльца. Таким образом, Каминский соорудил миниатюрный особняк в неогреческом стиле. В центре фасада - парадный вход, по обеим сторонам которого на антах (четырехугольных торцовых столбах) покоится антаблемент, украшенный классическим фризом с деликатным лепным декором. На крыше по всем канонам древнегреческого храма установлены декоративные акротерии - специальные скульптурные украшения. Рисунок центральной части фасада повторен и в оформлении четырех больших светлых окон одноэтажного особняка. Вторым этажом можно считать светелку с тремя узкими окошечками, расположенными под фризом антаблемента. В России такая надстройка получила название мезонина и пользовалась особенной популярностью в купеческой среде. Когда сорок пять лет назад в доме с мезонином на Арбате разместилось посольство Японии, дизайн интерьеров кардинально переменился: в особняке органично соединились традиции древней восточной цивилизации и европейская комфортабельность, чисто японский декор и русское искусство. "Мне посчастливилось уже в третий раз работать в Москве, - говорит посол Японии в РФ господин Иссеэй Номура. - В 60-70-х годах. И вот, наконец, теперь. За это время русская столица превратилась в один из красивейших городов мира. Но неизменными остались характер и традиции москвичей. Это я вижу по моим русским друзьям. Хотя когда меняется внешний облик городов и стран, это влияет на образ жизни, привычки людей. Мы, японцы, - люди прагматичные и в отношении удобства и комфорта стараемся жить в ногу со временем. Но и в мире современных технологий никогда не забываем о национальных традициях... Эти же явления я наблюдаю и в Москве". Словно в подтверждение мысли г-на посла, его супруга г-жа Норико Номура приглашает в одну из гостиных, где в интерьерах позапрошлого века рядом с ионическими колоннами под мрамор выставлена красочная ритуальная композиция, посвященная важному национальному празднику "День мальчика". "Гогацу нинге" - это традиционное пожелание каждому мальчику, чтобы он рос красивым и сильным. А доспехи призваны защитить его от бед и помочь обрести удачу. От первоначальных интерьеров, созданных для купчихи Сергеевой, остался холл с колоннами и полукруглым сводом, фризы с пятью картушами в форме медальонов, написанных маслом. В центральном изображены ангелочек и дата постройки дома: "1884-1885". В холле подлинные этюды Шишкина и Айвазовского. Парадную гостиную в наше время украшают полотна японских пейзажистов. А в следующей, "зеленой" гостиной великолепный старый камин с зеркалом отлично смотрится на фоне картин русских и европейских мастеров. Та часть дома, что находится далее череды гостиных, была перестроена, когда в 1898 году особняк приобрел Николай Николаевич Коншин, владелец Серпуховской мануфактуры, одной из крупнейших фабрик в России. В угоду тогдашней моде он стилизовал это помещение под модерн. Библиотека отделана красным деревом: стенные панели со встроенными полками для декоративных аксессуаров, камин в голландском духе. И хотя вторая половина особняка после перепланировки несколько потеряла былую ампирную величественность и приобрела легкомысленность эклектики, дом с мезонином и поныне воспринимается как целостное архитектурное произведение. Восточные традиции в этом смысле замечательно вписались в создававшийся веками облик особняка.