Дом с ретроспективой
двухэтажный дачный дом 1936 года постройки Федор Рожнев, Андрей Алексеев, Александр Егоров, Алексей Комов Эстетика советской довоенной поры и цитаты из английского стиля времен Георга и Виктории, использованные при реконструкции дачного дома, построенного в 1936 году
Реконструкция дачного дома, построенного еще в 1936 году, необычна тем, что авторам удалось органично соединить, казалось бы, несоединимое - академичную "сталинскую классику" и стилистику Англии времен Георга и Виктории. Постройку, датированную эпохой Советов, авторы проекта решили сохранить в достоверном и подлинном виде. И хотя ветхие стены пришлось полностью перепроектировать, эстетика советской довоенной поры, которая теперь кажется такой далекой и экзотичной, узнаваема в этих строгих, лаконичных линиях фасадаКонечно, связь советских времен с викторианством не представляется на первый взгляд столь уж явной.
Тем не менее в этом сближении нет никакой искусственности. "Дачники" советских тридцатых - это уже далеко не благословенная реальность "дворянских гнезд" XIX века, а скорее ностальгическая мечта о ней. В этом смысле английский дом - строгое темное дерево, зеленые "штофные" обои, гобелены, веджвудский фарфор - материализует стабильность и "качество" жизни. Тот дух, который едва ли соответствовал державной фундаментальности сталинских построек.
Дом в английском стиле, на реконструкцию которого ушел год, вполне достоин своих прототипов.
Фасад, особенно со стороны террасы, напоминает знаменитый Qween's House Иниго Джонса - прежде всего огромными строгими окнами. Фарфоровые шишки метровой высоты по углам крыши, изящный руст, и тут же - холодная безупречность рисунка карнизов.
В интерьерах ощущаются такие достоинство и вальяжная неспешность, которые теперь, во время тотального увлечения конструктивизмом (даже в Англии), редко где встретишь. Особенно в каминной и гостиной: очень выразителен цветовой контраст, если смотреть со стороны портала. Все точно так, как в старые добрые времена...
Осторожное цитирование, нюансы советской эпохи не только не противоречат "англицизмам", но, напротив, придают атмосфере какой-то загадочный и даже экзотический оттенок.
Кабинет - истинно английский: строгие окна, полностью деревянная отделка и солидные георгианские шкафы. В огромной (35 кв. м) спальне "сохранен" ордерный декор, тканые обои на стенах - в нежных персиковых тонах. Эркер и огромная кровать с балдахином придают ей романтичность, будто и в самом деле это старинный английский замок. Зато в ванной - неожиданное смешение колониального Индокитая и роскоши римских терм. Принимая ванну, можно любоваться видом на парк сквозь жалюзи на окнах.
Эффект подлинности старины - результат искусной дизайнерской работы. Даже все зеркала в доме выполнены по авторским эскизам.
Утонченный артистизм, с которым исполнено "старинное родовое гнездо", однако, не выглядит не только как китч, но даже как имитация. Давняя история, укоренившиеся традиции и семейные "корни" - здесь все это звучит абсолютно точно и убедительно.
Федор Рожнев:
"Дом нам достался очень хороший, но он был почти полностью разрушен. По требованию Общества охраны памятников нельзя было "выйти за контуры" первоначальной постройки. И мы решили сохранить образ, "стиль сталинских дач". Это предопределило и поиск стиля - сделать не какую-то закамуфлированную стилизацию, "новодел", а вполне серьезную "историю".