'Дом солнца' в дюнах Юрмалы
одноэтажный дом площадью 280 м2 на Рижском Взморье Андис Силис Дом на Рижском Взморье, в котором органично слились древность неоготики и современность минимализма
Дом на Рижском Взморье рождался среди памятников деревянной архитектуры на бывшей (до начала прошлого столетия) главной улице города-курорта Юрмала. Участок, на котором он расположен, доходит до дюн, включает их и граничит с пляжем. Однако для рижского архитектора Андриса Силиса неоготический домик 1900 года постройки не стал эстетическим эталоном, на который стоило равняться, хотя в последние годы городские власти весьма приветствовали подражание эклектике. Разве только конструктивная стильность настоящей готики могла завлечь молодого мастера
Архитектор считает проект этого дома уникальным в том смысле, что удалось построить почти все задуманное во многом благодаря его идеальным взаимоотношениям с клиентом.
Приглашенный "на интерьер" уже готового дома, Силис предложил свою концепцию, которая не отрицала противоположности старого, тогда обветшалого деревянного дома и некоего нового, хай-тековского объекта, наоборот - призывала поместить их "под одну крышу". В течение двух лет работы архитектор старался оправдать название постройки - "Дом солнца".
Большую привлекательность прибалтийских курортов можно объяснить часто меняющейся погодой. Поэтому, учитывая стремление хозяев чаще бывать "на лоне природы", архитектор предоставил им такую возможность. Наряду с реставрацией традиционной веранды, построена терраса со стеклянным навесом. Прелесть местного ландшафта - стройные сосны на дюнах. Обычно на веранде красивый вид закрывает потолок, а с открытой террасы любителей побаловаться чайком иногда "смывает" прибалтийский дождь.
Но здесь, под стеклянным навесом, живописный вид на сосны доступен всегда.
Старые стены при планировке дома стали границей, условно отделяющей гостевую и приватную зоны.
Отреставрированная часть включает главный вход в дом, через который можно попасть непосредственно в большую гостиную, расположенную на одной оси с кухней и верандой. Малая гостиная соединяет старую и новую части дома. Планировка новой части, включающей кабинет или гостевую, спальню и две ванные, а также гараж с входом в подвальный этаж, где находятся все технические помещения, тоже в целом не сложна.
Композиционное решение родилось из простых геометрических фигур.
"Дом солнца" не воспринимается вне окружающей среды. Микроландшафт проработан по принципу контраста, к примеру, помещение для дворника очень живописно в противовес ортогональной геометричности самого дома. Планировка участка предопределена естественным ландшафтом дюн, изменять который нет необходимости, и к тому же, это не разрешается местными строительными правилами. Внутреннее и внешнее пространство логично воспринимается как единая гармоничная среда, открытая к диалогу.
Принцип архитектурного построения дома - отражение цикличности природы и по возможности прямое вовлечение ландшафта в интерьер.
Расположение старого дома на участке повлияло, и существенно, и на планировку новых помещений.
Хозяйская спальня ориентирована на юго-запад, что не очень соответствует пожеланиям людей, привыкших "просыпаться с первыми лучами солнца". Окна, снабжающие спальню "правильным" светом, устроены и в крыше, и в верхней части внутренней стены комнаты. Вечерний свет проникает сюда через еще более оригинальную конструкцию - кульминационную точку архитектурной фантазии и поистине эстетическое совершенство. Это обрамление, состоящее из ряда полностью остекленных полос в поверхностях стен, потолка и пола. Через них видна журчащая вода и солнечные зайчики на ней, поскольку под спальней расположен бассейн.
Реализация творческих замыслов Силиса потребовала нескольких очень сложных и дорогостоящих решений. Например, обогреваемая наружная стеклянная стена и стеклянный же навес на опоре из "четырех шурупов". Финские изготовители сомневались, что листы тяжелого стекла можно удержать без помощи стропил, однако замысел латвийского архитектора был успешно осуществлен.
Реставрация столетнего дома требовала особой тщательности, начиная с сооружения новых фундаментов под старые стены. Внутрь здания был встроен каркас, к которому притягивалась оригинальная обшивка. Колонны подновлены, все конструкции обработаны антисептиками. Деревянные элементы после реставрации оставлены монохромными, янтарного цвета и зрительно объединенными в единую форму.
Технические решения инженерных коммуникаций также точны и продуманы. Ради комфорта старая и новая части дома расположены на одной высотной отметке, следовательно, подвальный этаж занижен под уровень грунтовых вод, которые, кстати, в Юрмале расположены очень высоко.
Все помещения в доме просторны и лаконичны, цветовая гамма весьма монохромна, в светлых тонах. При отделке стен не применялся гипсокартон, а только натуральные материалы, например, штукатурка английской фирмы Armourcoat, позволяющая добиться изящных фактур. Архитектором и мастерами проработаны и выполнены несколько деталей, призванных оптически выделять первоначальные составляющие элементов дома - плоскостей стен, пола и потолка.
Так напольный плинтус углублен в стены, чтобы не нарушать их великолепной отделки. Линия стыка потолка и стен оформлена в виде паза, углубление которого четко ограничивает две перпендикулярные плоскости. Изящная красота простых линий сопоставима с подлинно драгоценными материалами и дорогостоящим оборудованием дома. Таковы также дверь и встроенная мебель по проекту Силиса. Доминирующий сорт древесины - "пламенная береза".
Философия "Дома солнца" предполагает присутствие в интерьере "этнической" темы. Рисунок камина, выполненного в шамоте художником Д. Пундурсом, становится вполне понятным в контексте всего дома. То же можно сказать и о стене-экране между гостиной и кухней, на которой живописец Я. Митревиц выполнил античный сюжет в технике фрески.
Изящный переход от переднего плана интерьера к ландшафту обыгрывают драпировки работы художницы Л. Каугуре. В свободной от "ненужных" вещей среде произведения прикладного искусства тем более ценны, что изготовлены специально для этого дома. Таковы, например, умывальник и песочные часы работы скульптора Г. Пантелеева.
"Дом солнца" можно рассматривать как академически верный образец реконструкции и реставрации, без претензий на современность, но подлинно современный. Древность неоготики и современность минимализма органично слились в одно целое, при этом ни один из стилей не теряет чувства собственного достоинства. Канонизированные ценности уже знакомы, пора наслаждаться грядущими эстетическими эталонами.