Дом в штиль

дом общей площадью 430 м2

Дата публикации 12.02.2008

Текст: Яна Иванченко

Фото: Мартин Кудрявцев

Стилист: Марит Ахвен

Автор проекта: Меелис Пресс
Тармо Карама

Журнал: N11 (122) 2007

Проснуться и увидеть из окна четкую линию горизонта Балтийского моря - мечта, которой живут хозяева этого дома. Эстонский архитектор Меелис Пресс лишь только придал этой идее ясные геометрические очертания

Профессиональный язык эстонского архитектора Меелиса Пресса напоминает приемы знаменитого Фрэнка Ллойда Райта, основоположника органической архитектуры. Впору отмечать столетний юбилей идей гениального американца, а в подтверждение его правоты любоваться лаконичной выразительностью дома, построенного по проекту Меелиса Пресса. Характер этого эстонского дома четкий, спокойный, философский. Как всегда у функционалистов, в основе построения объемов здания лежит элементарная геометрическая форма. Но вместо громоздящихся скалоподобных прямоугольников пенсильванского "Дома над водопадом" с его стремительным потоком воды у постройки Меелиса простые, ясные очертания на спокойном фоне моря. Иное географическое положение объясняет различия в темпераменте природы и архитектуры. Пожалуй, облик эстонского дома может показаться отчасти даже надменным (слишком сурово смотрят на людей белые стены), но только не для его обитателей. В основе архитектурной концепции Меелиса лежит идея созерцания природы, и при взгляде изнутри дома понимаешь, что эта идея воплощена как нельзя лучше. Главный фасад здания тот, что обращен к воде своими огромными окнами. Открытый подиум из седой сосны замыкает декоративная стена с камином. С противоположной стороны к дому примыкает гараж.

Помещения, расположенные на первом этаже, объединены с гостиной - идейным ядром дома. Они образуют open space - открытое пространство, освещенное естественным светом. Отсутствие перегородок между гостиной и общей зоной кухни - столовой превращает интерьер в органичное продолжение береговой зоны. Взгляд из гостиной на бассейн только усиливает впечатление полной растворенности здания в окружающем ландшафте. Стена, отделанная венге, эффектно подчеркивает большой стеклянный квадрат проема между гостиной и бассейном. Плоскость воды точно совпадает с уровнем деревянного настила снаружи - строгая геометрия линий еще сильнее обостряет холодную красоту пейзажа.

Меелис выстраивает интерьер гостиной и кухни в духе японского минимализма. Черный стол из натурального лавового камня со встроенной варочной панелью и плоской вытяжкой, спускающейся с потолка, - это одновременно и рабочая поверхность кухни, и барная стойка. Основные цвета интерьера предельно просты - белый, черный и цвет светлого дерева, он же цвет каменной мозаики. Редкие акценты красного усиливают японскую составляющую. Даже домашний кинотеатр, расположенный в цокольном этаже и резко отличающийся от других помещений своими брутальными "средневековыми" дверьми с заклепками, пробковым полом и массивной колониальной мебелью, целиком построен на той же цветовой палитре. В отличие от нижнего этажа наверху подчеркнута приватность помещений. Длинный вытянутый холл уходит в перспективу, минуя черный квадрат на фоне глухой белой стены (дверь, ведущая в хозяйскую спальню). Как и в бассейне, над которым расположена спальня, здесь большое окно от пола до потока, открывающее вид на море. Из спальни есть выход на просторный балкон, отделанный деревом и с длинными тонкими металлическими прутьями вместо перил. На балконе спальни или в бассейне, в гостиной или на веранде - везде одинаково чувствуешь согласие с природой и самим собой.

Меелис Пресс: "Мы стремимся создавать архитектуру, которая становится одним целым с окружающим ландшафтом. Фрэнк Ллойд Райт сказал: "Быть современным - это означает, что все материалы применяются честно, в соответствии с их свойствами". Для этого мы используем бетон, натуральное дерево и камень. Естественные цвета материалов помогают зданию быть ближе к природе"