Дом в штиль
дом общей площадью 430 м2
Профессиональный язык эстонского архитектора Меелиса Пресса напоминает приемы знаменитого Фрэнка Ллойда Райта, основоположника органической архитектуры. Впору отмечать столетний юбилей идей гениального американца, а в подтверждение его правоты любоваться лаконичной выразительностью дома, построенного по проекту Меелиса Пресса. Характер этого эстонского дома четкий, спокойный, философский. Как всегда у функционалистов, в основе построения объемов здания лежит элементарная геометрическая форма. Но вместо громоздящихся скалоподобных прямоугольников пенсильванского "Дома над водопадом" с его стремительным потоком воды у постройки Меелиса простые, ясные очертания на спокойном фоне моря. Иное географическое положение объясняет различия в темпераменте природы и архитектуры. Пожалуй, облик эстонского дома может показаться отчасти даже надменным (слишком сурово смотрят на людей белые стены), но только не для его обитателей. В основе архитектурной концепции Меелиса лежит идея созерцания природы, и при взгляде изнутри дома понимаешь, что эта идея воплощена как нельзя лучше. Главный фасад здания тот, что обращен к воде своими огромными окнами. Открытый подиум из седой сосны замыкает декоративная стена с камином. С противоположной стороны к дому примыкает гараж.
Помещения, расположенные на первом этаже, объединены с гостиной - идейным ядром дома. Они образуют open space - открытое пространство, освещенное естественным светом. Отсутствие перегородок между гостиной и общей зоной кухни - столовой превращает интерьер в органичное продолжение береговой зоны. Взгляд из гостиной на бассейн только усиливает впечатление полной растворенности здания в окружающем ландшафте. Стена, отделанная венге, эффектно подчеркивает большой стеклянный квадрат проема между гостиной и бассейном. Плоскость воды точно совпадает с уровнем деревянного настила снаружи - строгая геометрия линий еще сильнее обостряет холодную красоту пейзажа.
Меелис выстраивает интерьер гостиной и кухни в духе японского минимализма. Черный стол из натурального лавового камня со встроенной варочной панелью и плоской вытяжкой, спускающейся с потолка, - это одновременно и рабочая поверхность кухни, и барная стойка. Основные цвета интерьера предельно просты - белый, черный и цвет светлого дерева, он же цвет каменной мозаики. Редкие акценты красного усиливают японскую составляющую. Даже домашний кинотеатр, расположенный в цокольном этаже и резко отличающийся от других помещений своими брутальными "средневековыми" дверьми с заклепками, пробковым полом и массивной колониальной мебелью, целиком построен на той же цветовой палитре. В отличие от нижнего этажа наверху подчеркнута приватность помещений. Длинный вытянутый холл уходит в перспективу, минуя черный квадрат на фоне глухой белой стены (дверь, ведущая в хозяйскую спальню). Как и в бассейне, над которым расположена спальня, здесь большое окно от пола до потока, открывающее вид на море. Из спальни есть выход на просторный балкон, отделанный деревом и с длинными тонкими металлическими прутьями вместо перил. На балконе спальни или в бассейне, в гостиной или на веранде - везде одинаково чувствуешь согласие с природой и самим собой.
Меелис Пресс: "Мы стремимся создавать архитектуру, которая становится одним целым с окружающим ландшафтом. Фрэнк Ллойд Райт сказал: "Быть современным - это означает, что все материалы применяются честно, в соответствии с их свойствами". Для этого мы используем бетон, натуральное дерево и камень. Естественные цвета материалов помогают зданию быть ближе к природе"