Дом в яблоневом саду
двухуровневый частный дом плозадью 380 м2 в предместье Риги Улдис Лукшевицс, Иварс Лапиньш
Этот частный дом, построенный в Марупе, одном из престижных предместий Риги, выглядит аскетичным и рациональным. В нём нет ни грамма сентиментальности, ни намёка на пасторальные мотивы. Однако, по словам одного из его создателей Улдиса Лукшевицса, именно живописная окружающая среда целиком определила образ и характер постройки
Для строительства нового дома был куплен старый участок с роскошным яблоневым садом, имеющим полувековую историю. "Этот живописный сад, разный в разное время года, навёл нас на мысль о некой архитектурной антитезе, противоположности изменчивому миру природы", - говорит Улдис Лукшевицс. Так появилась прямоугольная призма дома - своего рода апофеоз гладкой плоскости и прямого угла, действительно нечто противоположное причудливому рисунку окружающих деревьев.
В этом контексте логичным стал отказ от природных материалов в пользу технократических бетона и стали. И всё же суть проекта не в контрасте (вернее, не только в контрасте), но в том ясно ощутимом интимном диалоге, что ведётся между домом и его окружением. Балконы, деревянные террасы для отдыха и трапез, примыкающий к дому навес, где можно укрыться от внезапного дождя во время летних праздников, - все эти элементы органично связывают дом с окружающим его участком. Пожалуй, ещё более чем снаружи, эта связь ощущается внутри дома.
Бетонная стена делит здание на две функциональные зоны: южный двухэтажный и северный одноэтажный блоки. Кстати сказать, эта стена работает не только как разделяющий и конструктивный элемент, но и как аккумулятор тепла, способствующий поддержанию равномерной температуры во всём доме.
На северную сторону выходят подсобные и хозяйственные помещения (гараж, котельная и т.д.), на солнечную южную - жилые комнаты. Просторная двусветная гостиная с огромными окнами (в нижнем ярусе сплошь остеклённые стены) занимает юго-восточный угол дома. Пожалуй, неточно было бы сказать, что отсюда открывается замечательной красоты вид на яблоневый сад. Скорее, через эти прозрачные стены сад проникает внутрь гостиной, становясь её неотъемлемой частью.
Что касается внутреннего убранства жилых комнат, то знаменитое "меньше значит больше" Людвига Миса ван дер Роэ (одного из отцов радикального функционализма) как нельзя лучше характеризует эти интерьеры. Минимум яркого цвета: колорит строится на сочетании серых, белых, охристых тонов. Минимум функциональной, аскетичной в своих формах мебели. Только массивные чёрные кресла в гостиной (прекрасно соответствующие строгой геометричной архитектуре) далеки от аскетизма. Они вносят необходимый для гостиной элемент шика, респектабельности, комфорта.
Но в целом предметный мир этого дома повсюду уступает место пространству и свету. Декор здесь фактически отсутствует: его с успехом заменяет эффектное сочетание материалов и их фактур (отполированной стали, бетона, светлого дерева). Но главной декорацией и украшением дома остаётся старинный сад за окнами.
Улдис Лукшевицс:
"В этой работе мы использовали контраст как основной приём проектирования. Тяжёлые и лёгкие элементы, плотные и прозрачные материалы, хрупкие и мощные формы, холодные и тёплые цвета... Через этот контраст мы стремились прийти к некоему единству, прежде всего к единству архитектуры и природы, двух противоположных, по сути, начал."