Домашний звездопад
квартира общей площадью 170 м2 в Новосибирске Павел Романов
А человек идет за плугом
И строит гнезда.
Одна пред Господом заслуга -
Глядеть на звезды.
Марина Цветаева
Если не вдаваться в астрономические подробности, то Вселенная - это "весь материальный мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по формам". Само же слово "вселенная" произошло от слова греческого, переводившегося как "обитаю, населяю, живу". Что касается представленной на этих страницах "вселенной", созданной московским архитектором Павлом Романовым в Новосибирске, то она в некотором смысле объединила оба понятия.
И в итоге родился интерьер, основанный на принципе так называемой "коллажной архитектуры". Смелые формы, богатая колористика и оригинальные световые решения образовали интересное пространство с неожиданными и многоплановыми ракурсами. К такой квартире трудно привыкнуть до скуки, и, тем более, нельзя от нее до раздражения устать - как невозможно привыкнуть к красоте звездного неба или соскучиться во время путешествий по Космосу.
Но прежде чем преобразиться в этот самый "безграничный во времени и пространстве" мир, 170-метровая квартира "коридорной системы" в новом фешенебельном доме подверглась значительной реконструкции. Результаты можно увидеть на плане - после перепланировки (манипуляций с перегородками и проемами в стенах) три комнаты, коридор, кухня и санузел превратились в:
- выложенную мрамором прихожую с вместительным гардеробным шкафом;
- холл с камином и небольшой библиотекой;
- гостиную, зрительно разделенную на кухню, бар, столовую и зону отдыха;
- хозяйскую спальню, из которой можно пройти в комфортабельную ванную комнату (интересно, что оконный проем был "поделен" между этими двумя помещениями; в результате спальне "отошла" часть окна и выход на застекленный балкон);
- небольшой холл, предваряющий две детские с санузлом между ними (в нем же - "постирочная" со стиральной машиной, сушилкой и бойлером);
- плюс - маленький гостевой санузел.
Итак, налицо четкое функциональное деление на парадную и интимные (взрослую и детскую) зоны. Две детские комнаты и спальня родителей вольготно "разместились" в просторных отдельных помещениях, а бару, столовой, гостиной и кухне пришлось "уживаться" в одной комнате. "Столовая" плавно переходит в "гостиную", а диван и кресла располагаются в глубине комнаты у окна.
Главной "развязкой" стал холл. Если сидение в кресле у камина не является на данный момент предметом мечтаний - тогда "стрелка" светлого паркета укажет гостю путь к гостиной, не давая свернуть в частные покои. Кроме того, наборная вставка в полу приглашает остановиться и сориентироваться в многообразии осей пространства. Заблудиться невозможно, потому что в холле есть путеводная, сродни Полярной, звезда - главное "небесное тело" этой "вселенной". С земной точки зрения, "светило" представляет собой белую сферу 95 сантиметров в диаметре. Она окружена, словно спутниками, галогеновыми лампочками. И весь ансамбль вмонтирован в потолок глубокого чернично-синего цвета.
Тщательно срежиссированное освещение словно бы придает сфере движение - такое ощущение, что она летит где-то высоко-высоко над головой. Эффект потрясающий: каждый входящий "точно в самое небо, не под кровлю пущен".
Дальше, конечно, следует рассказать, что потолки высотой всего-навсего три метра и что сфера сделана из обычного гипса с арматурой практически вручную, в "местных", что называется, условиях - небольших новосибирских мастерских. Но вряд ли от этого еще больше сожмется сердце раз и навсегда очарованного гостя.
Заслуга в произведенном впечатлении принадлежит всем участникам творческого процесса. Благодаря разнообразному освещению пространство преображается, становится волшебным, каждый раз новым. "Звезда" указует путь в столовую. "Как в трапезной - скамейки, стол, окно.
С огромною серебряной луною мы кофе пьем и черное вино..." Самой Луны здесь нет, но существует легкий намек на ее сияние - в шкафах мерцают подсвеченные дверцы матового стекла. По стенам разбегаются лучики холодного лунного света. Их источником стали две панели из гипсокартона, светоотражающей пленки, люминесцентных ламп, металла и непрозрачного стекла.
Пока ночное светило еще не взошло, можно просто любоваться декоративным перепадом потолка, оформленного, как и в холле, под ночное небо. Правда, звезд здесь значительно больше. Расстановка разных по силе звучания источников света призвана бросить продуманные тени на сложный потолок столовой, выявить тончайшие оттенки цвета стен.
Впрочем, сказанное относится не только к столовой. Сочетание пластики форм и игры света, цвета практически каждое помещение расширяет поистине до "вселенских" размеров.
Кульминацией всего этого пространственного великолепия, безусловно, можно назвать спальню. Входишь в нее - и сразу вспоминаются цветаевские строки: "Огни, как нити золотых бус... Освободите от дневных уз, друзья, поймите, что я вам снюсь..." - настолько сильна в этой комнате атмосфера сновидения, нереальности происходящего. Где ты, в каком измерении?
Зеркальные глубины гардеробных шкафов во всю стену. Струны с нанизанными на них маленькими светильничками, отделяющими зону хранения одежды от непосредственно спальной. Они многократно отражаются и в поверхности шкафов, и в расположенных напротив них - "зеркало в зеркало" - четырех вертикальных поворотных пластинах. Треугольные, острые, как ножи, пилоны поддерживают декоративную треугольную панель, словно парящую над кроватью в невесомости.
А в "детском" холле на полу лежит мраморный "осколок метеорита". "Зияющая дыра" в потолке в точности повторяет конфигурацию "космического тела".
Наверное, "это странствуют из дома в дом - звезды", как приметы необычного и запоминающегося стиля архитектора Павла Романова.
P. S. Когда мой рассказ про "вселенную" в отдельно взятой новосибирской квартире был уже готов, каждый житель нашей планеты мог выйти на улицу и невооруженным глазом увидеть метеоритный дождь, называемый в народе просто - звездопад...