Домой, в Европу
квартира площадью 140 м2
В этой квартире живут мама с дочкой. Отвечая на мой вопрос, сколько девочке лет, автор проекта Максим Дорошко показывает примерно метр от пола. Это неважное на первый взгляд обстоятельство на самом деле многое объясняет - и в планировке, и в цветовом решении, и вообще в светлом и радостном настроении, которым пронизан интерьер.
"Здесь всюду можно попасть отовсюду, - рассказывает Максим Дорошко о планировке. - Вот мы входим в прихожую. Прямо по курсу малая гостиная, направо - главная гостиная и столовая с кухней. Мы пойдем направо. Столовая соединяется с гостиной широким проемом. Из главной гостиной есть выход и в полукруглый эркер, где устроена еще одна гостиная, совмещающая по меньшей мере две функции - зимнего сада и кальянной. Из эркера две двери ведут в спальни - взрослую и детскую".
На вопрос, как отражается соседство детской комнаты с кальянной, Максим отвечает, что, во-первых, он предусмотрел сообщение детской комнаты с родительской спальней через другую дверь и коридорчик, так что дверь из детской в эркер вообще можно закрыть, а во-вторых, кальянная по своему назначению используется редко. Помещение с функцией кальянной - это был скорее повод, чтобы сделать комнату в восточном стиле, чего хозяйке очень хотелось. Коридорчик, через который сообщаются спальни мамы и дочки, выходит еще и в малую гостиную, из которой мы попадаем в прихожую, и круг таким образом замыкается.
Я спрашиваю, удобно ли то, что все помещения, кроме столовой и кухни, имеют по две двери, а в эркере (кальянной) их вообще три, и архитектор объясняет, что, конечно, удобно. Можно по желанию создать несколько вариантов пространства. Можно закрыть двери так, чтобы целиком обособить приватные помещения. Можно закрыть дверь малой гостиной, ведущую в коридорчик приватной зоны, чтобы гостиная сообщалась только с прихожей (и гостевым санузлом). Тогда ее вполне можно использовать как гостевую комнату. Можно обособить эркер-кальянную, закрыв все три двери (в гостиную и спальни). А можно все открыть, чтобы "все сообщалось со всем".
Практически все помещения (кроме разве что эркера и гостевого санузла) выполнены в мягком и комфортном европейском стиле, где-то временами больше напоминающем стиль Прованса, где-то - английский стиль, а где-то - наши русские усадьбы времен классицизма. Но где что, не так уж и важно. Поскольку задача была не соответствовать какому-то стилю, а создать настроение. Ну да, в детской столик в духе Людовика XV. Ну и что? Важнее было найти то, что объединяет несколько стилей, - светлую крашеную мебель с потертостями, полутона, балки, расписанные вручную, двери в строгих порталах, сделанные на заказ по эскизам архитекторов. В этом контексте смотришь на кальянную - и вроде бы она должна выбиваться из европейского контекста. Но нет, не выбивается! И в ней Восток трактован очень опосредованно, по-европейски. Испания, мавры… То есть интерьер собран так крепко, что в нем, как и в самой Европе, нашлось место всему - и мавританским влияниям, и моде на китайщину, которая в переводе на французский сразу набирает художественный вес и уже звучит как бесконечно элегантное шинуазри.