Дождь цветных окошек
"Ему снилось, что он закрывает парадную дверь с цветными стеклами - тут были и земляничные стекла, и лимонные, и совсем белые, как облака, и прозрачные, как родник. Две дюжины цветных квадратиков обрамляли большое стекло посередине - алые и золотистые, как вино, как настойка или фруктовое желе, и голубоватые, прохладные, как льдинки."
Рэй Брэдбери. "Земляничное окошко"
Витраж стоило придумать хотя бы потому, что он дает богатую пищу уму и воображению. Разглядывание действительности через цветные стеклышки наполняет душу оптимизмом. Не говоря уже о процессе создания витража. Один мой знакомый витражист назвал свое творение внезапно выросшим ювелирным украшением.
И он же, подумав, обозначил три стиля, наиболее полно использовавшие витраж: готика, модерн, конструктивизм. Насчет конструктивизма я попыталась было возразить, но художник сделал изящный жест рукой и стал мне говорить. что он буквально во сне видит витражи по мотивам Малевича и Кандинского. Искусствоведческий спор, к счастью, далеко не зашел. Мне стало интересно, что можно "приготовить" с помощью витража.
Самые классические "блюда" - оконные витражи. Церковные и светские. В этой технике создаются целые иконостасы, а что касается витражей светских, то здесь разброс просто гигантский. От простых оконных до объемных потолочных плафонов и карнизов, вторгающихся в интерьер.
Более изысканны интерьерные индивиды. Здесь и декоративные перегородки, и столешницы, и вставки в мебель (буфеты, книжные шкафы), и межкомнатные двери.
Декоративный ряд витражей не менее внушителен. Здесь сравнение с ювелирными изделиями напрашивается само собой и в процессе рассматривания каждого образца все настойчивее и настойчивее проникает в сознание. В этом разделе "меню" облицовочная плитка, лампы, бра, картины, ширмы, подсвечники и... ювелирные украшения. Правда, в последних свет, как "соус", не так остр. Он возникает эпизодически, точечными высверками.
Но это только начало. Разговор о витраже в духе рассматривания разноцветных осколков еще впереди.
... за зеленым стеклом весь мир становился изумрудным, точно мох, точно летняя мята.... Сиреневое стекло обращало прохожих в гроздья блеклого винограда. И наконец, земляничное окошко в любую погоду омывало город теплой розовой волной, окутывало алой предрассветной дымкой, а свежеподстриженный газон был точь-в-точь - ковер с какого-нибудь персидского базара. Земляничное окошко, самое лучшее из всех. Покрывало румянцем бледные щеки. И холодный осенний дождь теплел, и февральская метель вспыхивала вихрями веселых огоньков.