Другой 'Титаник'

квартира общей площадью 160 м2 Дмитрий Величкин, Николай Голованов

Дата публикации 01.05.2001

Фото: Александр Русов

Текст: Александра Шапиро

Автор проекта: Дмитрий Величкин
Вячеслав Виноградов
Николай Голованов

Журнал: N10 (33) 1999

Легендарный "Титаник", классический кабинет английского полковника в отставке, оформленный в колониальном стиле... Динамичность и стремительность нашего времени, "космический" XXI век... Все вышеперечисленное - не что иное, как собранные в один фантасмагорический ряд исторические и литературные аллюзии, воплощенные в интерьере двумя московскими архитекторами Рассказывать о совместном творчестве Дмитрия Величкина и Николая Голованова всегда интересно. Концепция создаваемых ими интерьеров непременно основывается на философском и романтическом переосмыслении различных художественных образов мировой культуры. Для архитекторов важно не просто формально расставить пространственные акценты, но и "нарисовать" многомерную и в то же время универсальную картину на тему образа жизни, привычек и вкусовых пристрастий заказчиков. Естественно, для создания квартирного "универсума", в котором бы реализовались чаяния хозяев и свободное творческое волеизъявление авторов проекта, приходится в большей или меньшей степени решать технические проблемы. В данном случае их создавали неудачно расположенные стояки и перегородки. Изначально они очень "затеснили" двухуровневую квартиру, а при перепланировке затруднили зонирование. Например, сложности возникли при моделировании отдельной прихожей. Забегая вперед, скажем, что в итоге задача была решена блестяще - с помощью специально выстроенной стенки высотой 1,4 метра. В проеме между ней и потолком видна светящаяся люстра столовой, что создает некоторую интригу: интересно, а что там, за стенкой? А за ней пространство начинает широко раскрываться. Например, направо находится большой эркер с расположившейся в нем диванной группой. Плюс к перечисленным "неприятностям" - небольшая высота помещений (3 метра от перекрытия до перекрытия, фактическая же - 2,8), маленькая неказистая лестница, многочисленные 30-сантиметровые бетонные ригели и стоящий практически в самом центре незыблемый короб, в котором строители объединили все жизненно важные коммуникации. Но и в бытовом, и в творческом плане заказчики доверились архитекторам полностью. Пожалуй, единственное пожелание - чтобы квартира, предназначенная для семьи из трех человек, была удобной и функциональной, без "глупых" (то есть недоиспользуемых) площадей. И надо отметить, что пространство получилось довольно насыщенным. На первом этаже (общая площадь - 84,1 м2) разместились прихожая, гостиная, столовая, библиотека, кухня, гостевой санузел, кладовая и постирочная, на втором (75,1 м2) - холл, хозяйские спальня и ванная, гардеробная, детская, гостевая спальня и еще один санузел. К несомненным достоинствам жилища стоит отнести великолепный панорамный вид из окна на живописный уголок парка. Вот это романтическое и не совсем привычное для городского жителя зрелище и натолкнуло архитекторов на мысль, что классическая стилистика, даже поданная в современном ключе, в данном случае будет неуместна. Постепенно начала зарождаться пока еще толком не сформировавшаяся идея выполнить интерьер в модернистском духе. Затем обнаружилось пристрастие хозяев к "холодному" металлу в декоре и неприятие как ими, так и архитекторами откровенных хай-тековских "наворотов". И тут довольно неожиданно было произнесено слово "Титаник"... Да-да, именно "Титаник"! Который благодаря кинематографу теперь прочно ассоциируется с грандиозной мелодрамой, одиннадцатью "Оскарами", Леонардо Ди Каприо и хитом Селин Дион. Однако в интерьере прозвучала совершенно другая, не "киношная" трактовка трагического образа красавца-лайнера. Ведь, если помните, реальный "Титаник" стал в начале ХХ века символом респектабельности, престижа, выгодного вложения средств в прогрессивные технологии. Пассажиров привлек не только необыкновенный, "по последнему писку моды", комфорт, но и возможность быстрее, чем на других пароходах, пересечь Атлантику. "А если рассматривать "Титаник" с точки зрения стиля, то в его эстетике сочетаются элементы и модерна, и эклектики, и ар-деко, и даже конструктивизма", - говорит Дмитрий Величкин. Так в квартире появились "титанические" потолки и лестница. Лестница, ведущая на второй этаж, создает иллюзию корабельной: ее ступени подобны легким, чуть крутоватым ступеням трапа, металлические перила похожи на поручни. Однако действие разворачивается все-таки не на море, поэтому ступеням придана мраморная монументальность. Белые подвесные потолки также имеют довольно интересную конфигурацию. Их острые мысы отдаленно напоминают то ли силуэт айсберга, то ли задранный нос летящего по океанским волнам корабля. Отголоски прошлого ("Титаник") сочетаются в оформлении квартиры с космическим XXI веком. "Будущее" представлено светильниками из металла, одновременно служащими своеобразными знаковыми символами классических ордерных колонн. Архитекторы (светильники, как и конструкция лестницы, выполнены по их эскизам) трактуют колонны неординарно: их основание в форме усеченной пирамиды воскрешает в памяти изображения пирамид древних инков, ствол подобен корпусу космического корабля, капитель - не что иное, как летающие тарелки. "Тарелки" - пять металлических дисков, отполированных с двух сторон и расположенных параллельно друг другу, - действительно "парят" в воздухе. Этот оптический эффект возникает, когда светильник зажигается и металлические диски, отражаясь один в другом, начинают мерцать, подобно стеклу. Следующей темой интерьера стала динамика современной жизни, определяющий фактор которой - скорость. Это скорость перемещений, распространения информации, научно-технического прогресса, развития пространства. Как писали в свое время футуристы, "Нас интересует промышленная архитектура, небоскребы, океанские пароходы, ночная жизнь, скорость, автомобили и самолеты. Мы испытываем отвращение к долгой кривой линии, к спирали и любовь к быстроте, к резюмированию и синтезу". Развивающим очередную "литературную" тему элементом сделалась стенка, примыкающая к пресловутому коробу с коммуникациями и поставленная под углом в 45 градусов. Собственно говоря, эта стенка и определила построение всего первого этажа, разбив его на различные функциональные зоны: столовую с так называемой буфетной, кухню, диванную группу гостиной. Пластика потолка (эффект слома, экспрессивного прорыва вовне) усиливает образное "звучание" стены в интерьере. И как контр-динамика, как внезапное столкновение на скорости - оформление пола (камень в сочетании с паркетом). Его рисунок решительно "повернут" к стене под совершенно другим углом. В результате получились экспрессивные, "скользящие", словно ветром продуваемые объемы. Итак, "Титаник", XXI век, динамика современной жизни... Авторам проекта показалось необходимым создать вокруг всего этого ореол традиционности. И вот - аллюзия на старую добрую Англию, славящуюся незыблемостью своих устоев. Причем аллюзия не без тонкого английского юмора. Это не просто английский стиль, а английский стиль времен колоний. "Полковник Госселин вышел в отставку с почетным званием шефа полка и уже много лет довольствовался тем, что копался у себя в саду и играл в бридж в клубе. Он читал "Таймс", по воскресным дням ходил в церковь и сопровождал жену на чаепитие в гости. Поскольку Госселины несколько лет провели в Индии, теперь в комнатах стояли большие медные подносы и вазы, на замысловатых резных столиках лежали индийские вышивки" (Сомерсет Моэм "Театр"). Иными словами, классический "полковник", придуманный нашими архитекторами, вернулся из колоний и начал украшать свой респектабельный традиционный кабинет экзотическими предметами из дальних стран. В данном случае "натянул" шкуру зебры на стену в гостиной (со стороны кухни стенка-"зебра" - металлическая). На "шкуре" зебры развешены гравюры XVIII-XIX веков. Их сюжеты связаны с русской армией тех времен (изображения всадника, трубача). В библиотечном алькове висит старинная карта России. Чувствуете? - снова традиция, корни. Правда, в несколько ином варианте. На сей раз в интерьере присутствует очевидный намек на то, что происходит все это в России, в Москве. P. S. Сами же Величкин и Голованов, не давая сво