Дух мелочей прелестных
московская квартира общей площадью 57 м2 Милена Пирова
Наверное, каждый мысленно возводит свой воздушный замок. Но неизвестно еще, останется ли он столь же прекрасным, если мечту когда-нибудь воплотить в реальность. Дизайнер Милена Пирова на деле доказала, что не имеет ничего общего с тем сапожником, который вечно ходит без сапог: взяла и сотворила собственный уютный мир в довольно стесненной жилищной ситуации - так называемой "распашонке" в 57 квадратных метров. И не прибегла при этом к глобальной перепланировке, не затратила немыслимых материальных средств...
Еще братья Гонкуры писали: "Мир с самого момента своего основания не испытывал необходимости одеваться в черное, постоянно носить траур. Восемнадцатый век бегал пальцами по всей гамме цветов вверх и вниз. Он облачался в солнце, весну, цветы. Он придавался игре в жизнь среди безумства красок".
Попадая сюда, словно переносишься в этот самый кокетливо-грациозный XVIII век - век маркизы де Помпадур, Буше, Ватто и Греза, - правда, уже отвечающий современным техническим требованиям. Квартира с начала и до конца - женская и для женщины. Она напоминает женскую половину императорского дворца. И одновременно - это квартира современной деловой женщины, организующей место для своего отдыха с максимально продуманным комфортом.
До начала ремонта все было просчитано, выверено и профессионально продумано так, чтобы в самом процессе не случилось досадных проигрышей. Автор уже точно знала, где что будет стоять, и заранее определила место каждой детали. А это, как известно, - залог будущего успеха всего предприятия.
Хотя каждое помещение в отдельности неповторимо индивидуально, вместе они подчинены единому замыслу, который условно можно было бы назвать "видением рококо в конце XX века".
Гостиная - немного экстравагантная. Несмотря на светлую "строгость" стен, в ней реализовалась давнишняя страсть хозяйки к экзотическим странам и животным. Кстати, это весьма типично и для рококо, так любившего построить свои сладостные интерьеры на контрасте с чем-нибудь диковинным - китайским шинуазри, турецким тюркери или сценками с обезьянками, также называемыми французским словом - сэнжери. "Мир каприза" хозяйки - это леопардовая расцветка обивки стульев и подушек, золотая статуэтка пантеры на серванте, деревянные идолы, привезенные с далеких Мальдивских островов, декоративная живопись с золотистыми пятнами на серебристо-бежевом фоне, тоже на довольно экзотические темы (плывущие рыбины, но с головами кошек, тигров и львов). Мотив другой живописной работы перекликается с забавной фигуркой белой курочки, устроившейся под настольной лампой. На картине же изображена гигантская куропатка, клюющая соразмерный ей плод.
Впрочем, не станем углубляться в сюжеты, отметим главное: это чисто интерьерная живопись, как нельзя более подходящая именно для данной комнаты. Небольшой размер помещения заранее отвергал тяжелые занавески, они здесь были бы неуместны, поэтому окна украсились прихотливыми драпиров-ками прозрачной и легкой вуали.
Формы стульев, окруживших маленький стеклянный столик, и мягкие кресла персиковой гаммы отсылают к мебели в духе итальянского ренессанса. Общая расслабленность гостиной уравновешена безупречно прямыми линиями посудной горки янтарных оттенков карельской березы.
Очаровательная "маркиза" - шутливо назовем ее так - призналась мне, что именно вечером она оживает, поэтому ей чрезвычайно близка Луна. Вечер здесь - это время творчества, и талисман - блестящий месяц, висящий у окна, - легко объясним. Арочный проем в стене - и мы покидаем зону "парадную", проникая в "интимную" - спальню.
Автор назвала свой будуар "припыленным". Что ж, краски в нем и впрямь приглушены. Но поскольку спальня такая светлая и прозрачная, она не утомляет совершенно. Здесь все окутано шармом стилизованной старины. Железная кровать, над ней итальянская арабеска-гирлянда ручной росписи, искусственно состаренный шкаф и бюро, используемое в качестве комода и трюмо. Можно часами разглядывать прелестные безделушки - какие-то бусинки, браслеты, несессеры, хорошенькие табакерки и фарфоровых венецианских кукол, что придают жизни милое очарование. На стене - акварель Рустама Хамдамова, подарок.
Милена любит добавлять во все немного золота, но только чуть-чуть, чтобы не переборщить.
Глаз откликается на тихие отблески этого драгоценного цвета в окраске корпуса телевизора, в жемчужно-припыленных подушечках, в напольном вазоне с экзотическим растением, в зеркальной раме и светильниках. А ноги утопают в теплом розовом ковре, который обрывается к прихожей, превращаясь в серебристую плитку.
Прихожая невелика, для расширения пространства использован старый испытанный способ - зеркальный шкаф, заодно спасающий повседневность от лишних вещей. Прихожая, как известно, - визит-ная карточка всей квартиры. В данном случае определение подходит очень точно. Помещение приводит входящего в восторг изысканными деталями и своей незагроможденностью. Минимально заметная вешалка скрылась в уголке, функциональной калошницы вообще не видно. Зеркало ручной работы, столик на ножке гофрированного стекла, опять же золотые акценты в светильниках-факелах и очаровательной корзинке для зонтиков...
Добавлю, что обои гостиной повторены и в прихожей, что подчеркивает логическое выделение этих "парадных" зон.
А кухня получилась эдакой лукаво-веселенькой, не заедающей бытовухой и поднимающей настроение, ибо здесь, как правило, приходится проводить большую часть времени. Суматошное ее население - это не только разнообразная утварь, но и всякие мелочи, без которых квартира мертва. Здесь есть где разгуляться воображению. А цвет - легкая бирюза - добавляет воздуха и свежести.
Такая же прохладно-бирюзовая аранжировка господствует и в ванной. В плавной криволинейности зеркала отражаются золотые детали с хромом и чуть подстаренные орнаменты кафельной плитки. И опять ловишь себя на том, что бесконечно пробегаешь глазами по прихотливому набору всяческих "мелочей", доставляющих удовольствие. Ведь еще в 1740 году мадам дю Шатле откровенно призналась, что "в этом мире мы лишь затем, чтобы доставлять приятные ощущения и чувства самим себе".