Дух минувших времен
квартира площадью 171 м2, расположенная в чердачном помещении (Санкт-Петербург) Сергей Ерофеев Самобытная атмосфера квартиры, созданной в чердачном помещении старинного здания в историческом центре Санкт-Петербурга.
Вызывающая самобытность этой квартиры, даже среди причудливого многообразия современных частных интерьеров, поражает. Тот факт, что она находится под крышей, играет первостепенную роль в формировании этого впечатления. Крыша, в свою очередь, "принадлежит" одному из старинных зданий в историческом центре Санкт-Петербурга
С незапамятных времен в доме существовал чердак, который, как и положено большинству мрачных питерских чердаков, молчаливо хранил свои тайны и сокровища. По мнению заказчика, квартира должна была сохранить атмосферу былой таинственности, дух ушедших эпох. Отсюда - категорическое отрицание синтетических материалов в отделке: здесь исключительно кирпич, дерево и металл. Именно эти черты "натуральности" придают квартире теплоту и ясность, что выгодно отличает ее от всепобеждающего стандарта.
Автор проекта Сергей Ерофеев, обладающий нечастым среди современных архитекторов даром декоратора, проявил качества опытного дизайнера. А именно - находчивость и фантазию. За материалами не пришлось далеко ходить: едва ли не все необходимое для перестройки сохранилось здесь же, на чердаке. Великолепные старинные кирпичи, балки из отборной лиственницы, остатки штукатурки, живописными потеками наползающие на кирпичные стены. Эти обретшие новую жизнь материалы придают особую "вкусность" интерьерам Ерофеева.
Архитектор сознательно обнажил конструктивные элементы: например, перемычки над окнами, которые являются... подлинными рельсами середины XIX века.
Все названные детали, трепетно сохраненные в квартире, не просто красиво дополняют ее интерьер: они поистине ведут за собой автора, диктуя стиль. Пол из оструганной вручную тонированной лиственницы гармонирует с деревянными перемычками и подпорками из старых лиственничных балок.
Они пошли и на создание предметов мебели. Огромная кровать в спальне - та же "чердачная" лиственница, тщательно обработанная мастерами. Камин выполнен из подлинной старинной печки - прабабушки всем известной "буржуйки".
Два другие камина в доме решены уже совершенно иным образом. Камин английского типа в гостиной (она же столовая, она же кухня), выложенный из кирпича, навевает мысли об уюте и спокойствии. Зато металлический камин в кабинете хозяина во втором ярусе - это произведение даже не столько архитектурно-дизайнерского искусства, сколько модернистская скульптура. Увлечение владельца квартиры коллекционированием лягушек всех возможных видов и типов (кроме, очевидно, настоящих) нашло здесь свое художественное воплощение в образе огромного зеленого существа, широко разверстая пасть которого является топочной камерой камина.
Это даже не лягушка, а скорее жабообразный дракон. Он "охраняет" от чужаков находящееся рядом сокровище - выход на крышу, где со смотровой площадки открывается изумительный вид на город.
Не каждый отважится пользоваться деревянными ванной и раковиной! Не меньшую смелость демонстрирует и так называемая "кухня" - три стилизованных под старинные сундуки металлических шкафа в гостиной.
Принципиальным требованием заказчика было отсутствие дверей: гость сразу попадает в узкий коридор, создаваемый кирпичными стенами, где проемы с неровными границами никак не предполагают наличие дверных коробок.
..."Распалась связь времен!" - восклицал поэт. В квартире Сергея Ерофеева эпохи вновь соединяются - в умелых руках архитектора.
Сергей Ерофеев:
"Архитектор всегда должен рисковать. Но очень важно, чтобы и заказчик не боялся рисковать вместе с ним. Многие идеи рождаются в процессе работы, иногда существенно меняя то, что задумывалось в проекте. Я считаю себя в большей степени строителем и дизайнером, чем архитектором-проектировщиком. Я не просто готовлю проект и отдаю его строителям, но лично отвечаю за каждую деталь интерьера, каждый кирпич, каждую заглушку".