Дух времени
квартира (100 м2) в Москве Александр Эрман, Олег Клодт
Надо сказать, что сами стены архитектурного бюро Erman & Klodt приближают к разгадке того, почему у этого тандема выходят такие лаконичные, по-европейски сдержанные интерьеры, которые невозможно втиснуть в рамки какого-либо известного нам стиля. Белые потолки с фрагментами сохранившейся лепнины, темный дощатый пол, светлые оштукатуренные стены - вам это ничего не напоминает? Когда видишь, что интерьер мастерской архитекторов настолько созвучен стилю того, что они делают для своих клиентов, становится ясно: все, за что они берутся, делается как для себя.
SALON: Расскажите, пожалуйста, об особенностях планировочного решения этой квартиры.
Александр Эрман: В этом проекте воплощены наши представления о современной планировке. Я не понимаю, почему в квартирах всегда делают здоровенные гостиные. Предполагается, что в этой комнате перед телевизором должна собираться вся семья, но интересы у людей разных поколений очень отличаются, и гостиная по назначению почти никогда не используется. Мы все вышли из времен застоя, и с тех самых пор в нас осталась привычка собираться и беседовать на кухне. Поэтому я предложил переместить композиционный и коммуникативный центр квартиры в большую и удобную столовую. Зона гостиной, таким образом, играет второстепенную роль. Она существует в одном объеме с прихожей и планировочно отделена от нее только колонной и двумя потолочными балками.
S: Декор квартиры построен на противопоставлении цветов и фактур. Расскажите, почему вы выбрали такой прием?
- В интерьере мы действительно использовали два контрастных цвета, но на самом деле это не белый и черный в чистом виде, а их оттенки. Первоначально я хотел сделать остроконтрастный интерьер, но потом решил, что более мягкий вариант с несколькими оттенками основных цветов предпочтительнее. К этому меня подтолкнул заказчик, и был прав. Абсолютно всех архитекторов в какой-то момент нужно останавливать, потому что у них есть концепция, которой они хотят придерживаться, а в концептуальном интерьере, по моему глубокому убеждению, жить нельзя. В интерьере должна быть жизнь, а если четко следовать концепции, жизнь уходит.
S: Что вы думаете об эклектике в интерьере?
- Эклектика - это реальность сегодняшнего времени. Все пытаются сочетать разноликие вещи, потому что иначе уже не интересно. Мы живем в ожидании нового "большого стиля", и если не произойдет, условно говоря, Армагеддона, "большой стиль" обязательно появится, но его появлению как в архитектуре, так и в интерьере обязательно предшествует эклектика. Сейчас, например, модно брать старинный стул и красить его красной краской. Фактически тот же самый прием мы использовали в этой квартире: форма, коробочка, осталась классическая (мы расчертили стены филенками и сделали на потолке декоративные карнизы), а наполнение у нее современное. Я преклоняюсь перед парижскими и лондонскими квартирами, в которых бережно сохраняется внутренняя историческая отделка, а декор обуславливается самой жизнью, и при этом никто не пытается привести его к единому стилевому знаменателю.
Олег Клодт: "Когда мы встретились впервые, заказчик просто попросил сделать для него квартиру. Это очень редкий случай - нам не стали показывать фотографии в журналах, не объясняли на пальцах, как все должно быть, и дали большую свободу творчества, поэтому в этом проекте выразились все наши представления о современном городском жилье".