Дворец в избушке
дом (460 м2) в Подмосковье Гуля Ахметшина
Была задача сделать не как у всех, - рассказывает Гуля Ахметшина. - А как сделать не как у всех? Надо сочинить для дома собственную историю, придать ему индивидуальность, характер. Сделать его таким, будто тут лет сто уже живут разные поколения семьи. Выдерживать четкий стиль - это неправильный ход. Тогда получится не дом, а музей. Или дворец. А мы решили элементы старины, антикварности вписать в бревенчатый дом и получить живой интерьер, теплый. Что-то вроде швейцарского шале с Провансом, с американскими нотами… Ну а поскольку дом бревенчатый, то неизбежно возникают ассоциации и с Россией. Так что о стиле речь не шла. Речь шла о Доме.
SALON: Дом не производит впечатление новодела, свежей архитектурной и декораторской работы с иголочки.
- Мы и добивались такого эффекта. Вообще, в каком-то смысле так и есть, огромная история. Когда мы познакомились с заказчиками и приступили к обсуждению проекта, я была на пятом месяце беременности. Моей дочке уже почти пять лет. Так что дому исполнилось ровно пять лет с того момента, как заложили первый камень. И вот он так медленно-медленно развивался, и в начале процесса было еще совершенно непонятно, к чему мы придем в итоге.
Когда через три года семья въехала в этот дом, многое началось по новой: например, в кабинете решили попробовать сделать золоченый потолок. И сделали. Покупали мебель, потом меняли ее на другую… Покупали одни ткани (специально ездили в Таиланд и выбирали куски тканей ручной работы, крашенные вручную, с неповторимыми расцветками, уникальные, умопомрачительные ткани!). Потом полностью весь текстиль заменили, заказав в США. Потому что заказчики так увлеклись идеей "эволюции" дома, что от первоначальной восточной темы мы все больше смещались к западным стилям. На каких-то этапах опять возвращались восточные ноты, они и сейчас присутствуют в декоре, если приглядеться. Особая история вышла с ковром. Мы привезли с десяток ковров, и "листали" их один за другим, проверяли, как они смотрятся при разном освещении. При солнечном дневном, при дневном с закрытыми шторами, потом вечером при искусственном освещении. Разве что свечи не зажигали! (Смеется). Выбрали штуки три подходящих, потом опять давай примерять, пока не остановились на том единственном, который подошел идеально.
Еще важный момент: дом темный. Заказчики очень хотели сильно затемнить фактуру бревен, сделать глубокий шоколадный цвет, и интерьер на этом фоне заиграл, как драгоценность в шкатулке. Эта игра цвета тоже работает на эффект обжитой старины, а не новизны жилища.
Вообще, этот дом многодельный, в него очень много вложено - и средств, и ручного труда, и души. Пол в столовой выложен мрамором. Состаренный, патинированный, проеденный кислотой. Технологически было очень сложно его уложить: делали уголки для расшивки, мучились с укладкой. А внутри мраморной "рамы" выложена керамическая плитка с ручным рисунком, уникальная. Кухня от MOBALPA прекрасно вписалась в этот дом. Хозяйке очень нравится, как выглядит кухня из столовой сквозь арочный проем.
S: Кухню в доме часто прячут, уводят на периферию. Здесь она на видном месте…
- Кухню хозяйке хотелось именно парадную, уютную, ей доставляет удовольствие такая кухня. Просто так, сама по себе, а не для чего-нибудь, не для работы.
S: Известно, что жанр эклектики только кажется легким, а на самом деле он имеет правила смешивания ингредиентов. Какой профессиональный секрет самый важный?
- Это на кончиках пальцев. Все на ощущении строится. Уже по готовой работе я могу придумать обоснование: вот этот черный потолок у меня здесь все держит, пропорции мебели таким-то образом соответствуют высоте оконного проема и так далее. А в процессе - все совсем иначе. Вот не знаю, почему должно быть так-то и так-то. Такой-то цвет, такой-то орнамент. Заказали горки в столовую у GRANGE, и я почему-то была уверена, что задняя стенка должна быть зеркальной, а не деревянной (как в каталоге фабрики). И обязательно должны быть кружевные салфеточки. Обязательно! Не знаю, почему. (Смеется). Здорово, что дом оказался очень емким: он способен поглощать, впитывать очень разные мотивы, эпохи, культуры… Здесь все намешано-перемешано, всего как бы немножко слишком. Вот крохотная прихожая, а в ней - огромное зеркало, которое еле влезло у нас. (Смеется).
Но это еще не все. Здесь и банкетка, и шкаф. Лампа от Tiffani. И все абсолютно из разных эпох. Каждый предмет имеет свой исторический бэкграунд. Что дает такая историческая смесь? Дает ощущение того, что вещи в дом приходили в разные времена и разными путями. Это как бы досталось по наследству, а это вроде как прикупили по случаю, понравилось в мебельной лавке - привезли домой. И получается, что дом жил, развивался, наполнялся лет так 100 - 150… Слой за слоем, предмет за предметом. А на самом деле мы столетнюю историю "сжали" и прожили ее за пять лет.
Он и дальше будет развиваться. Я считаю, что для архитектурного объекта это очень важное качество. Жизнь интерьера после окончания работ должна продолжаться, и интерьер должен быть готов к изменениям, принять новые вещи, произведения искусства, новый цвет, новые фактуры и т.д.
Гуля Ахметшина: "В частной резиденции человек должен себя выразить. Он себя позиционирует: я такой-то, я хочу показать себя таким-то. Заказчик дает импульс, а архитектор материализует. Думаю, я правильно поняла заказчиков. Протеста не было."