Эффект отражения
дом общей площадью 1300 м2
Разработка этого проекта заняла около двух лет. Тщательно продумывали концепцию, представили ее на выставках (Московская биеннале современного искусства-2009 и Московская биеннале архитектуры-2008) в виде фильма. На пустом экране один за другим возникали два геометрических объема: один вырастал из земли, второй появлялся из воздуха, на их пересечении образовывался центральный зал. Этот зал - двусветное сквозное пространство с шестиметровыми потолками, находящееся на стыке двух объемов дома, фасады которого имеют разную фактуру (один отделан клинкерным кирпичом, второй - бразильским орехом). Архитектор дал название своему проекту - «Пропилеи». Пропилеи, пришедшие из античной архитектуры, трактуются автором по-новому, в новых формах и материалах, - как врата в будущее. В то же время сохраняется восприятие пропилей как окна в природу: центральный зал сделан на просвет, и окружающий лес становится частью дома.
В этом проекте крайне важно взаимодействие внешнего и внутреннего. Грань между ними стирается благодаря гигантским витражам из тонированного стекла на фасаде (их даже сложно назвать окнами). Они воспринимаются как экраны, на которые «транслируется» окружающий пейзаж. Эффект экрана, картины усиливает обрамление из алюминия - своего рода багет. Изнутри эти «окна» кажутся одной сплошной стеклянной плоскостью.
«В этом доме глухие плоскости потолка и стен, выкрашенные светло-серой краской G-155, которая, как губка, вбирает естественный свет и меняет оттенок, сочетаются с отражающими поверхностями, для которых использовано тонированное стекло Planibel Grey, - говорит архитектор. - В зависимости от освещения оно то становится прозрачным, то работает как зеркало. В нем все отражается четче, резче, появляется почти драматический контраст, скрадываются границы между реальностью и иллюзией, что создает сложный визуальный образ интерьера. Планировочное решение и геометрия просты и лаконичны, эффект же насыщенного, сложного пространства создается за счет игры прозрачных и полупрозрачных поверхностей, переходящих друг в друга».
Дом сделан в стиле лаконизм. Иван Шалмин так расшифровывает это понятие: «Лаконизм основан на принципе необходимой достаточности. Есть только то, что оправдано необходимостью. То, без чего данным конкретным заказчикам никак нельзя обойтись. Это квинтэссенция их пожеланий, воплощенная средствами архитектуры. Лаконизм - это концепция, система координат, если хотите, задающая правильный тон интерьеру. Вот в этом проекте, например, оказались лишними даже козырьки (как над входом, так и над террасами). Если идет дождь, делаешь один шаг за громадные перегородки в четырехметровом проеме - и ты уже в доме. Ведь лаконизм всегда предполагает грамотную, кропотливую, вдумчивую работу над проектом»
Автор проекта Иван Шалмин: «В этом проекте я не делал промежуточные пространства, чтобы ничто не мешало единению с природой. Максимально бережно обращался с окружением, постарался сохранить все деревья на участке. Вплоть до того, что при закладке фундамента оставили нетронутой корневую систему трёх сосен, растущих при входе в дом. Благодаря тонированному стеклу на фасаде и на внутренних перегородках возникают многократные отражения соснового леса, он становится частью дома, и здание, в свою очередь, растворяется в нём»