Ефим Островский
Политтехнолог в квартире генерал-губернатора
Известный политтехнолог ельцинской эпохи Ефим Островский поселился в бывшей квартире московского генерал-губернатора. Здесь он живет, проводит научные семинары, клубные заседания, советы директоров компаний и принимает учеников Школы наследников
Интерьер этой трехуровневой квартиры создала семейная пара - архитектор Николай Друзин и декоратор Мария Апраксина, наследница графского рода Апраксиных. Одним из самых интересных пространств в интерьере авторы считают гостиную на третьем этаже. "Мы замыслили ее как VIP lounge в аэропорту. А террасу в шутку сравнивали с взлетно-посадочной полосой", - рассказывает Николай Друзин. Авиационная тема поддержана большим вентилятором-пропеллером и геометрическим узором в виде серых полукружий, которые Друзин сравнивает с куполами парашютов. В дизайне чувствуется влияние стиля 70-х. Мира рассказывает, что при создании интерьера лаундж-зоны источником вдохновения был вид за окном - знаменитые окна-телевизоры здания ТАСС у Никитских ворот. "Очертания барной стойки и профиль вокруг камина - это своего рода подмигивание окнам ТАСС", - добавляет Николай Друзин.
Островский называет это пространство "надгород" (по аналогии с "загородом") и говорит, что отправляется сюда, когда хочет отдохнуть. Но надгород оказался очень удобным местом и для работы. В стеклянной обогреваемой беседке-оранжерее с видом на Кремль хозяин квартиры пишет, читает и проводит встречи. А парадная гостиная на первом этаже квартиры служит чем-то вроде клубной комнаты.
"Гостиная должна была создавать серьезный настрой, но в то же время сам интерьер мы хотели сделать изысканным и очень комфортным, - рассказывает Мира Апраксина. - Это комната с высокими потолками, при этом сами потолки с широкими кессонами выглядят очень массивно. Поэтому было важно не мельчить. Мы решили подчеркнуть масштаб с помощью рисунка обоев. Широкие полосы этого рисунка напоминают флаги, которые висели в гостиных рыцарских замков".
В пространстве гостиной Николай и Мира предусмотрели несколько вариантов общения. Здесь можно расположиться на удобных диванах и креслах вокруг стеклянного стола, а можно вести беседу в стиле тет-а-тет или играть в го, расположившись за столиками в противоположных углах гостиной.
Гостиная отделена от холла тяжелой портьерой с геральдическим орнаментом. "Это и декоративный прием, и функциональная идея. Портьера служит своего рода ширмой. Дело в том, что в этой квартире могут одновременно происходить разные события. Например, в гостиной преподаватель занимается с учеником, а в это время в Высоком зале проходит семинар или совещание", - поясняет Мира.
Островский говорит, что квартиру московского генерал-губернатора он выбрал в соответствии со своим образом жизни: "Большинство современных людей живут как кочевники - у них офис в Москве, дом за городом, квартира в Европе. Они работают вне дома и едят тоже вне дома. Я же веду совсем другой образ жизни. Моя деятельность предполагает, что мой дом - это штаб-квартира, в которой принимаются решения, планируются операции, а также происходят общение и обучение (один из проектов Островского - Русская школа наследников. - SALON). Любопытно, что старая архитектура оказалась более адекватна моему образу жизни, чем архитектура современная".
Я спрашиваю Островского, почему интерьер его квартиры сделан в интернациональном стиле, хотя история дома предполагает русский стиль. "Для меня русский стиль - это принципы организации пространства, общества и собственной жизни, которые были выработаны нашей культурой. Они важнее, чем те предметы, которыми эти принципы и схемы были обставлены, - отвечает Островский. - Этот интерьер русский постольку, поскольку создан профессионалами высочайшего уровня, которые к тому же являются носителями русской культуры. У Миры Апраксиной уникальный опыт. Во-первых, она прекрасно понимает и русскую, и западную архитектуру. Во-вторых, у нее огромный опыт создания интерьеров в Европе и России для сильных, состоятельных людей. И она любит Россию, у нее глубокие русские корни. Это действительно важно, поскольку западные архитекторы, которые приезжают сюда, прекрасно владеют технологиями, но совсем не интересуются культурой и наследием нашей страны".