Египет на фоне модерна

трехуровневый частный дом общей площадью 412 м2 в Подмосковье Сергей Бавыкин

Дата публикации 11.06.2003

Фото: Евгений Лучин, Александр Градобоев

Интервью подготовила: Ирина Белобрагина

Автор проекта: Владимир Косенко
Сергей Бавыкин
Наталья Смирнова
Константин Батаев

Журнал: N4 (71) 2003

Симбиоз египетского стиля и модерна, созданный Сергеем Бавыкиным при реконструкции вполне обыкновенного кирпичного дома в престижном подмосковном поселке, дал неожиданные результатыSALON: Как Вы охарактеризуете общий замысел проекта?  - Передо мной стояла задача реконструировать типовой кирпичный дом таким образом, чтобы он отличался собственным стилем. Выполнять косметические "процедуры" - перекрашивать и наводить марафет - это для меня неинтересно. Я предложил хозяину кардинальную перестройку. Идея понравилась, и мне позволили развернуться как в поиске новых форм и объемов, так и в выборе стиля. И если в первых эскизах дом получался неоклассическим, то дальше он стал обрастать новыми формами - овал, трапеция, треугольник. И так, шаг за шагом, мы вышли на то, что вы видите. S: Это тот самый случай, когда хозяева сразу полностью доверяли архитектору?  - Все-таки некоторые представления о том, что можно от меня ожидать, у хозяина были. Ведь это было не первое наше сотрудничество. S: Как можно определить стиль?  - Думаю, что это все-таки современный модерн - такой, каким я его понимаю, с элементами египетской архитектуры. Слияние модерна с экзотическими традициями происходит, как правило, органично и всегда свежо и интересно, ведь общеизвестно, что архитекторы конца XIX века многое заимствовали из культурного наследия Китая, Индии, Японии, Марокко, Египта. Кстати, современный модерн, или несколько упрощенная стилизация под него, популярен в последние годы во всем мире. Возможно, это обусловлено, как и сто лет назад, технологическим бумом, сменой столетий, наконец. С другой стороны, совершенство новейших строительных материалов позволяет конструировать формы любой сложности, работать с линиями, пропорциями! Меня привлекает не витиеватый модерн, для которого характерна простота форм и пластики, а строгий модерн, основывающийся на самых простых геометрических фигурах. S: Почему Вы решили сочетать модерн именно с Египтом, а не с Японией, например?  - Это случай. Как-то раз я, направляясь на одну уникальную выставку в музее имени Пушкина, в очередной раз прошел по египетскому залу. И наконец понял: какой грандиозной, величественной и в то же время гармоничной была архитектура в Древнем Египте. Захотелось привнести - не впрямую, а косвенно - в подмосковный дом ту магическую эстетику. Именно тогда я и определился окончательно. S: Как идея - элементы модерна плюс египетские цитаты - выразилась на практике?  - При реконструкции я достроил, или, вернее сказать, пристроил к дому, отдельные элементы-формы: эллипс, трапецию и треугольник. Так, в овальном помещении в форме яйца с узкими высокими окнами, где расположена столовая, появились необычная терраса с перголой и граненый треугольный эркер. Отдельно от дома, но в ансамбле с террасой, также "прибавлена" пергола - колоннада, функция которой - зрительно отсекать ближайшую к дому часть сада от соседей. Изменена конфигурация окон: большие окна переделаны в несколько маленьких, что перекликается с принципами раннего английского и венского модерна - "больше стен, меньше окон". Это придает дому весомость - в смысле солидность, основательность. S: Как Вы работали с внутренним пространством?  - На входе я спроектировал расширяющееся пространство, или раструб, соединяющий входную дверь и центральный холл. Отсюда "расходятся" все основные зоны: гостиная, столовая, кухня, здесь же начинается лестница наверх. Таким образом, из холла все комнаты первого этажа как бы воспринимаются одновременно, и это создает эффект более просторного помещения, чем есть на самом деле. Гостиная в том виде, в каком она была раньше, казалась неуютным двусветным пространством с потолком высотой пять с половиной метров (при высоте потолка в остальных помещениях 2,80 м). Чтобы избежать ощущения, что вы находитесь в колодце, на потолке сделали кессоны, разбивающие площадь на участки и делающие его не таким "однозначным", а также пристроили граненый эркер-витраж высотой четыре метра. Полукруглая колонна, в которую врезан камин, выполнена по египетским мотивам: ее завершает характерная капитель и украшает рустовка. Еще один элемент "архитектуры фараонов" - проем в форме глаза, проделанный в стене напротив диванной зоны. Примерно такие "щели-глаза" я расположил на фронтонах. S: Часто архитекторы проектируют не только пространство - внешнее и внутреннее, - но и создают интерьер. Вы же занимаетесь только архитектурой. Почему?  - Нужно уточнить, что понимать под интерьером. Если речь идет о декорировании пространства - это одно. Если стоит задача структурирования среды, или, другими словами, создания архитектуры интерьера, - это уже другой уровень. Кроме того, у архитектора ответственность намного выше по причине того, что дом стоит на всеобщем обозрении и его трудно скрыть от людских глаз, - всегда будут оценки и комментарии.А интерьер, если он неудавшийся, можно поменять или вообще не показывать. Поменять архитектуру дома - задача серьезная, дорогостоящая. То есть уровень ответственности у этих профессий несоизмерим. Сергей Бавыкин: "Хозяин попросил меня изменить довольно обыкновенное кирпичное строение, и мы решили кардинально поменять архитектуру дома. В этом проекте я попытался выразить мое ощущение египетской архитектуры в синтезе с архитектурой модерна.В первую очередь отталкивался от формы, да и саму реконструкцию вернее всего будет назвать формотворчеством: в прямоугольник были "врезаны" такие элементы, как овал, трапеция и треугольник".