Эхо вечного праздника

московская квартира общей площадью 200 м2 Марина Зайнетдинова

Дата публикации 01.05.2001

Фото: Зинон Разутдинов

Текст: Екатерина Метлина

Автор проекта: Марина Зайнетдинова
Валерия Защепенкова
Андрей Ходаков
Камиль Зайнетдинов
Светлана Вечер

Журнал: N3 (37) 2000

Ассоциации возникают в нашем сознании спонтанно. Однако совершенно не случайно они становятся основой творчества современных архитекторов и дизайнеров. По мнению Марины Зайнетдиновой, автора данного интерьера, сегодня невозможно работать в каком-то одном стиле. В период эклектики задача архитектора заключается в том, чтобы правильно проанализировать и суммировать художественный опыт предшествующих эпох. Современный интерьер необходимо наполнить историческими реминесценциями, пробуждающими фантазию и отвлекающими от утомительной действительности. Именно так можно скорректировать нашу жизнь, насытить ее позитивной энергией. В этой работе архитектор руководствовалась только собственными ассоциациями и ощущениями. Удивительно, что на создание интерьера в венецианском стиле ее вдохновила планировка московской квартиры, расположенной в особняке николаевской постройки (конец XIX века). При первом знакомстве с квартирой поразил контраст между темным длинным коридором и просторным светлым залом. Заказчик предлагал, в соответствии с нынешней модой, заменить коридор большим холлом, но архитектору удалось отстоять иное "прочтение" пространства. Контраст света и тени стал эмоциональной доминантой, вокруг которой выстроилось образное решение интерьера. Архитектору вспомнились долгие прогулки по Венеции и просторная площадь Сан Марко. Так старомосковский коридор превратился в узкую венецианскую улицу - с мерным ритмом арок, потертой мостовой, мерцающим "факельным" освещением. Здесь царит таинственная, несколько мрачноватая атмосфера. Но достаточно войти в гостиную, чтобы ощутить наплыв совершенно иных чувств. Сочетание оттенков охры, желтого и сепии, блеск люстр из муранского стекла, танцующие фигурки мавров переносят нас в радостный мир знаменитых праздников. Тема венецианского карнавала продолжена и в оформлении приватной части квартиры, не предназначенной для посторонних глаз. Потолок спальни украшает роспись, изображающая персонажей commedia dell'arte: двух Пьеро и Коломбину. Появились они в спальне неслучайно, а с целью напомнить о пикантных сценках итальянской комедии масок, эротической атмосфере бесшабашного праздника, любовных похождениях знаменитых итальянских авантюристов. Причем роспись гостиной и спальни - это копии фресок художников Ренессанса. По замыслу архитектора, предназначение живописи в данном случае заключается в том, чтобы произвести эффект "дежа вю", навеять воспоминания об интерьерах роскошных палаццо. Оформление ванной комнаты тоже продиктовано особенностями ее планировки. Длинное темное помещение с высоким потолком вызвало у архитектора ассоциации с пещерой или гротом, которые воплотились в декоративных росписях "а ля грот", в оригинальной форме спиральной перегородки для душевой кабины. Для усиления эффекта ее поверхность декорирована настоящими ракушками. Ощущения на кончиках пальцев, блики света, звук шагов - все служит созданию образа. Палисандр, широко используемый в отделке парадной зоны, композиционно связывает кабинет и гостиную. Кабинет выполнен в европейском стиле XIX века. Здесь соседствуют элементы разных эпох: гобелен "Начало охоты на единорога" (северный Ренессанс), картина с изображением сцены охоты на русака, самурайский меч, гравюры с видами Италии. Среди этого многообразия выделяется портрет Шаляпина, написанный Кустодиевым. Авторство было установлено недавно и явилось для владельцев настоящим открытием. Портрет олицетворяет в интерьере кабинета культуру Серебряного века, удивительно созвучную современной московской эклектике, в которой работает архитектор Марина Зайнетдинова. "Тема Венеции возникла в этой квартире именно потому, что она, как ни странно, кажется мне очень русской. Светящиеся бело-желтые здания на площади Сан Марко неуловимо напоминают иконопись московской школы или росписи Палеха." Смешивая и сочетая декоративные элементы и настроения разных времен, архитектору удалось создать совершенно новый образ Венеции - сказочного города, где тесные и темноватые улицы неизбежно приводят к залитой солнцем площади.