Эклектика на Таврической
квартира площадью 410 м2 в доме прошлого века (Санкт-Петербург) Андрей Курочкин, Вячеслав Валовень
Дом, в котором производилась реконструкция квартиры, являет собой традиционный образец питерской архитектуры XIX века. Его добротность и классическая нормативность отчасти повлияли на стилистику квартиры, не стремящуюся войти в конфликт со своим архитектурным контекстом. Но только отчасти...
Архитектурное направление, к которому относится эта работа, можно определить словом "эклектика", при этом термин трактуется широко, не как конкретный исторический стиль, а как образ мысли, предполагающий свободный выбор форм, пластических идей и мотивов, почерпнутых из арсенала прошлого. По сути дела, эклектика дает свободу от всякого стиля. И в этом смысле она вполне отвечает устремлениям создателей квартиры на Таврической улице, склонных рассматривать стиль и связанные с ним представления о декоре, цвете, материалах лишь как средство выявить то "неявное взаимодействие вещей", которое называется пространством...
Обширная коммунальная квартира, разместившаяся в доме прошлого века, по словам архитекторов, охотно откликнулась на их вторжение. Затесненные перегородками и достройками комнаты-залы, идущие вдоль окон главного фасада, легко расчистились и образовали объем из трех "нанизанных" на одну ось помещений - кабинета, парадной гостиной и хозяйской спальни. Комнаты женской половины с окнами, обращенными во двор, также формируют пространство близкое к анфиладному. Композиционно каждая из этих двух расположенных перпендикулярно анфилад подчинена принципу симметрии - обе имеют в центре большой объем гостиной и почти идентичные помещения справа и слева от нее. Прибавьте ко всему вышеописанному такие элементы, как колоннада с обратной перспективой в вестибюле, неоднократно повторяющийся мотив овала, сложная кривая стен гостиной и хозяйской ванной, как бы спорящая с геометрической четкостью анфиладной оси, и перед вами будет не что иное, как современная реминисценция барокко. Сами авторы не скрывают, что эклектика созданной ими квартиры активно, хотя и не напрямую, заимствует образность именно этого взволнованного стиля, апеллирующего больше к чувству, нежели к разуму. Однако архитектурная декорация и весь антураж квартиры, ее изящный декор, колористически-изысканная светлая цветовая гамма, строгая, но изящная мебель производят впечатление более спокойное, "классичное" в сравнении с динамикой, эмоциональностью и даже прихотливостью пространственных объемов. Эта скрытая двойственность пространства и декорации не рождает противоречия, а, напротив, создает единство. И хотя сами архитекторы сознательно уходили в эклектику от стилевой конкретики (и прежде всего от того, что принято называть "петербургским" стилем), квартира получилась на удивление стильной и все-таки "петербургской".
Андрей Курочкин:
"Наша цель - создание некоего "метафизического" архитектурного пространства, в котором действуют отвлеченные законы ритма, гармонии, времени, где стилистические пристрастия теряют свое значение и остаются только знаками, за которыми скрывается нечто большее..."