Экспрессивный минимализм
двухуровневая квартира площадью 150 м2 в Минске
SALON: Принцип минимализма - в чем именно он проявился?
- Прежде всего в намеренном ограничении художественных средств, сужении их спектра. Цветовая гамма фактически сведена к контрасту черного и золотистой охры (от самых светлых ее оттенков до вкраплений "чистого золота"). Главными декоративными мотивами стали графичный орнамент обоев (черные листья на золотом фоне) и его сочетание с большими плоскостями локального цвета. Что же касается организации пространства, то здесь тоже есть доминирующая тема - привнесение гипермасштаба.
S: Что под этим подразумевается?
- Укрупнение всех форм по сравнению с привычными нормами, их гипертрофированность. В рамках сравнительно небольшого пространства квартиры это дает неожиданный эффект, вносит экспрессию.
S: Расскажите, какими средствами вы добивались гипермасштабности.
- Простым физическим увеличением некоторых элементов, например входных проемов (их высота 2,8 метра вместо привычных двух). Размещением в интерьерах больших зеркал (уже при входе вас встречает зеркало высотой более трех метров). Ковры подбирали с крупным рисунком. В облицовке полов использовали широкую паркетную доску. Кстати, в некоторых помещениях (кабинете и спальне) ее масштаб дополнительно акцентирован контрастными полосами - черными на светлом дереве и белыми на темно-коричневом венге.
Также объединением отдельных форм в крупные блоки. Так, практически вся кухня решена в одном цвете и воспринимается как цельный черно-лаковый монолит. Другой пример: в зоне лестницы декоративные обои переходят со стен на потолок, визуально объединяя пространственные элементы. Уже нет дробления на горизонтальные и вертикальные плоскости, несомые и несущие части - все едино.
S: Но эта целостность отнюдь не исключает нюансов, детализации…
- Да. Во всяком случае, в отношении цветовой гаммы. Благодаря материалам цвет ведет себя по-разному. Тот же черный - это и глубокий цвет бархатистых обоев, и цвет блестящих, отражающих поверхностей кухонных панелей, и цвет тонированного стекла перегородок, пропускающего сквозь себя свет.
S: Свет тоже играет существенную роль в восприятии пространства?
- Конечно. В этой квартире мы использовали такую, я бы сказал, театральную схему освещения. Прямого, "простого" света нет нигде. Есть маленькие поворотные светильники, дающие очень узкие, локально направленные лучи. Есть затемненные торшеры, которые светят только вверх, и настольные лампы, направляющие свет вниз. Люстра может работать в режиме рассеянного, мерцающего света (как тлеющий огонь в камине). Точечные светильники полосами и пятнами выхватывают фрагменты пространства, акцентируют отдельные детали...
S: Кстати, о деталях. Привлекают внимание картины и скульптура. Их подбирали специально под этот проект?
- За полгода до начала работы над этим интерьером, будучи на персональной выставке известной художницы Ольги Домановой, я приметил две ее картины, которые и предложил клиенту. Они послужили отправной точкой для создания интерьера. А скульптура в интерьере планировалась изначально, но я долго не мог ее найти и лишь в последний момент обнаружил в каталоге одной пражской выставки (интереснейший образец кубофутуризма).
S: Как бы Вы определили этот стиль?
- Главная тема этого проекта - сочетание минимализма с экспрессивным декором. Вот и получается - экспрессивный минимализм, точнее и не скажешь.
Александр Кратович: "Эта квартира находится в элитном доме в центре Минска. Однако ее первоначальная планировка напоминала скорее хрущевские квартиры с маленькими комнатами и кривыми коридорами, чем современное жилье. Мы полностью переделали пространство, визуально увеличили его масштаб, ввели энергичную декоративную тему. В результате квартира изменилась до неузнаваемости, стала функциональным, современным и красивым пространствомю"