Эльдар Рязанов
Декорации к кинофильму "Ключи от спальни": "простая буржуазная квартира в стиле русского модерна"
Принято считать, что театр возник более трех тысячелетий назад. Именно тогда появились первые актеры и режиссеры. История не сохранила имена тех художников, кто выстраивал декорации к трагедиям Эсхила, но она через века донесла до нас искусство создания иллюзорного мира, так похожего на реальность и такого далекого от него...
Театральные постановки не статичны: постоянные творческие поиски заставляют режиссеров менять не только актеров, но и сами декорации, по-новому "препарировать" мизансцены, порой в ущерб оригинальному произведению. Кинематограф, в отличие от театра, не может себе позволить сиюминутных метаний. Безжалостная пленка навеки запечатлеет бездарность замысла, плохую игру, убогость оформления. Или совершенно наоборот.
Режиссерский талант, на время подчинивший себе огромный коллектив творческих людей, способен создать картину, которой сопереживают многие поколения миллионов и миллионов зрителей.
Стоит прочитать в телепрограмме об очередном показе "Гусарской баллады", "Карнавальной ночи", "Жестокого романса", "Небес обетованных" или иных не менее бесподобных лент, как сердце искушенного киномана сладостно защемит в предвкушении истинного праздника. Эльдару Рязанову, создателю самой знаменитой "интерьерной" комедии (польский гарнитур за 830 рублей в квартире N12 по 3-й улице Строителей в Москве и Ленинграде), невероятно везло с художниками. Так произошло и на этот раз.
Действие новой комедии Рязанова "Ключи от спальни" разворачивается в 1914 году, в канун Первой мировой войны. Бессмысленно и нелепо пересказывать сюжетную линию.
Как всегда в рязановских фильмах, она многогранна, насыщена массой гротескных эпизодов, пронизана грустной иронией. Как всегда, главные роли исполняют звезды отечественного кино: на этот раз Эльдар Александрович пригласил Сергея Маковецкого и Николая Фоменко. Не стоит касаться и режиссерских задач, поставленных перед актерами, так как у Леонида Свенцицкого и Александра Борисова, художников-постановщиков, они были не менее сложными. В павильонах "Мосфильма" им предстояло выстроить "простую буржуазную квартиру в стиле русского модерна", в интерьерах которой будет происходить главное действие картины.
Русский модерн, с поражающей воображение среднестатистического европейца роскошью, размахом, презрением к четким и стройным академическим канонам, именно потому и называется "русским", что в нем абсолютно невозможно определить стилевую доминанту.
Ампир, венский сецессион, французский модерн, проекты бельгийца Виктора Орта, признанного мэтра самого элегантного архитектурного направления, - все это в отечественном модерне "смешано, но не взболтано". В комедии, а в рязановской особенно, интерьер обязан быть гротескным. Отсюда соседство подлинного письменного стола (принадлежащего некогда Рябушинскому), огромных люстр, торжественных зеркал с фривольной спальней в фиолетовых тонах.
B как апофеоз "квасного" патриотизма, внезапно проснувшегося в душах россиян в начале войны, - ватерклозет из саксонского фарфора, весьма напоминающий гжель. Почти вся обстановка, используемая для съемки в картине, антикварная. Исключение составляют камин и расписная печь-голландка, выполненные из гипсокартона художниками "Мосфильма", и вполне современные кровати из IKEA, которые нисколько не нарушают общей стилистики интерьера.
Эльдар Рязанов, как никто другой, и любит и умеет создавать для своих героев настолько узнаваемую для зрителя атмосферу, будь то позапрошлое столетие или современность, что нам не остается ничего иного, как восторженно аплодировать, задыхаясь от смеха и слез, благодарно внимая таланту великого мастера.