Элементарные частицы

Пазлы и головоломки в дизайне

Дата публикации 01.08.2000

Ведущая рубрики: Карина Чумакова

Журнал: N5 (116) 2007

Пазл - идеальная игра, в которой нет проигравших. Разрозненные части вставляются в пазы, и в результате появляется уникальное сложносочиненное целое. Исход такого состязания с самим собой заранее предсказуем, но от того не менее приятен

У многих гениальных и, как все гениальное, простых изобретений нет отцов. Пазл - развлечение простое, как крестики-нолики, и мозгодробительное, как шахматы, - к ним, странное дело, не относится.

Появился он в 1767-м, когда английскому учителю Джону Спилсбери пришла оригинальная мысль разрезать на части карту Великобритании, чтобы заинтересовать своих учеников географией родной страны.

Дала эта затея результат или нет, точно неизвестно, но сам принцип восстановления гармонии целого из разрозненных частей настолько полюбился публике, что вызвал в начале ХХ века настоящую эпидемию пазломании.

В прикладном дизайне идея модульности достигла пика популярности в 70-е годы, когда по принципу детского конструктора начали собирать стеллажи, кухни и даже целые дома. Игривые вещи-головоломки XXI века вернулись к истокам, уподобившись своим прототипам - пазлам - не только принципом, но и формой. Теперь долгими зимними вечерами можно коротать время, меняя местами части ковра или дивана-пазла. Ведь в таких сборно-разборных предметах особенно ценно то, что они создают иллюзию творческой сопричастности и одновременно позволяют удовлетворить страсть к кастомизации всего и вся. Переставил части местами - и можно гордо заявить: "А у меня такой же, но немного другой, лучше".