Элиель Сааринен

Архитектор Элиель Сааринен, чьи работы отличаются простотой, геометричностью форм, необычайным изяществом и тонкостью вкуса

Дата публикации 01.02.2001

Текст: Людмила Кришталева

Журнал: N4 (49) 2001

Ушедший век - век эклектики. Если раньше эстетическое удовольствие основывалось на распознавании тонких модуляций, то теперь нас радует встреча с вещами из разных эпох и стран. Чем больше они отличаются друг от друга, тем сильнее становится наша радость. Приятно ощущать себя космополитом, немного уставшим от увиденного и пережитого за две тысячи лет. Вероятно, этими чувствами объясняется мода на римейки Ле Корбюзье, Макинтоша, Райта, Имсов, Бертойи... И еще один персонаж, достойный внимания потомков. Элиель Сааринен - отец всемирно известного Ээро Сааринена. Однако папа сделал в дизайне, пожалуй, не меньше. Элиель был учителем для нескольких поколений американских дизайнеров 20-х-40-х годов. В Cranbrook Academy of Art, первым президентом которой он был, учились, помимо Ээро, такие знаковые фигуры как Чарльз Имс, Гарри Бертойа, Флоренс Кнолл. Впрочем, в Америке наш герой оказался, уже будучи состоявшимся архитектором, в 1922 году. Это случилось после того, как его проект небоскреба Chicago Tribune Tower одержал победу в конкурсе. До этого Элиелем было построено немало замечательных зданий в Хельсинки. Но как подобный грандиозный масштаб сочетается с камерностью мебели и аксессуаров? На рубеже веков все передовые архитекторы были увлечены идеей воссоздания целостного пространства - от экстерьера до деталей интерьера. Русский модерн, французский ар-нуво, немецкий югенд-стиль - все это ответвления единого потока, в который влились и финны, отчасти благодаря усилиям Элиеля. Для своего дома и для академии он создавал мебель, аксессуары, текстиль, ковры (последнее вместе с женой). Эти вещи отличают геометрические формы и узоры плюс простота, необычайное изящество и тонкость вкуса.