Эпатаж: остров свободы
Дизайнерский эпатаж: реализованное желание свободы
Сегодня Вольтер с полным правом мог бы сказать, что если бы эпатажа не существовало, его следовало бы выдумать. Дизайнерский эпатаж - явление, парадоксальное по самой своей сути. Оно интернационально - и в то же время индивидуально для каждой культуры. В нем смесь глубоко личных эмоций с откровенной "работой на публику". Наконец, эпатаж - это реализованное желание свободы. В конце концов, почему бы и нет?
В понятие эпатажа каждый вкладывает свое. Однако в любом случае это прежде всего ломка стереотипов, в результате которой привычные вещи предстают в непривычном контексте. При этом очень важно, чтобы они были узнаваемы, иначе просто непонятно, что именно "сломали". Поэтому травестирование классических сюжетов, вроде "фамильных" портретов собак в английских гостиных, - излюбленный прием эпатажа.
Эпатаж до крайности гиперболичен. Любая идея звучит в нем преувеличенно ясно, как рекламный слоган, что абсолютно не означает упрощения идеи. Монументальные, как микеланджеловские росписи, цветы на постельном белье или граффити на стенах респектабельного дома не только сразу бросаются в глаза, но и указывают на определенную ассоциативную цепочку. Каждому человеку - на свою собственную: массовость для эпатажа фатальна.
Эпатаж вообще крайне индивидуалистичен, если не сказать эгоистичен. Он - довольно
агрессивная реакция на повседневность. Когда человек устает от "спокойных и гармоничных тонов" в интерьере, страсть к немыслимым цветовым сочетаниям не хуже люшеровского теста показывает степень его эмоционального напряжения. Кроме того, эпатаж обладает эффектом бумеранга: вызывающий цвет, масштаб или форма предметов бесконечно возвращается к своему "автору" в виде эмоционального допинга.
В отличие от "наивного" китча эпатажу в его лучших проявлениях свойственна интеллектуальность. Диссонанс, который в китче возникает неосознанно, в эпатаже создается намеренно. Самолюбованию первого противопоставляется ирония второго, в том числе по отношению к самому себе. Лубочный портрет Наполеона на спинке барочного кресла, так же как герои комиксов на обыкновенных фарфоровых чашках, - все это ироничные "версии" тех предметов мебели и аксессуаров, которые, можно сказать, освящены традицией.
Еще одно существенное отличие эпатажа от китча - способность играть с вульгарностью, балансируя на грани вкуса, но всегда оставаясь в его рамках. Подобная игра удается не всем. Между чудовищных размеров долларом на пляжном полотенце и обитым "американским флагом" авторским диваном - непреодоли-мая пропасть. Вкус, мера и стиль - вот то, что есть в эпатаже и чего нет в китче.
По своей природе эпатаж - явление социальное. Все эти "убийственные" приемы срабатывают только тогда, когда и "исполнитель", и "зритель" говорят на понятном обоим языке символов. Поэтому и отношение к эпатажу колеблется в широком диапазоне - от восхищения до полного неприятия. Но свобода и возможность быть самим собой, определенно, стоят этого риска!