Если у вас нет собаки...
квартира общей площадью 90 м2 Людмила Федорова, Лариса Страшко
Итак, у вас нет собаки, нет огромного дома с необозримым садом, но зато есть семья из четырех человек, небольшая квартира и неплохой вкус. И еще - желание жить разнообразно, просторно, весело, необычно, а также масса идей, как все это организовать. Что, по-вашему, ожидает вас в дальнейшем?
Надо ли говорить, что работа с вышеперечисленными "данными" - не подарок для архитекторов? Профессионалы явно предпочитают полное доверие их вкусу и минимум вмешательства в ход работ. Но в данном случае все было наоборот. Владельцы квартиры хотели получить жилье, где было бы удобно и взрослым, и двум детям (ведь кто как не любящие родители знает, каким именно должен быть дом их детей?). В общем, довольно долго не удавалось найти архитекторов, готовых взяться за обустройство этой квартиры.
Людмила Федорова и Лариса Страшко - дизайнеры.
И по призванию, и по образованию, и по убеждениям. Для них архитектурное пространство определяется не только крупными формами, размахом перепланировок, но и единством больших и малых деталей, продуманными штрихами. И еще: если вдуматься, что такое для человека осязаемый комфорт? Нет, не разумное расположение дверей, коридоров, шкафов - это воспринимается как само собой разумеющееся. А вот фактура любимого дивана, красивый рисунок отделки, приятный для глаз свет, льющийся из-под потолка, и прочие не отмеченные на архитектурном плане дизайнерские изобретения как раз и создают атмосферу дома, его характер. Мягкий или жесткий, деловой или игривый, расслабленный или энергичный - уж как захотят хозяева.
Вообще внимательное и, что ли, уважительное отношение к самым невероятным желаниям заказчиков - главный принцип дизайнерского дуэта. В конце концов, если уж хозяев "зашкалит" - подведет чувство меры, - их, как правило, можно переубедить. В нашем случае поставленные заказчиками задачи были весьма непросты.
Он хотел чтобы квартира получилось радостной, яркой, просторной, не похожей на другие, чтобы в ней ничего не пачкалось, было много стекла (но только не стандартных стеклоблоков), а прямые углы были максимально округлены.
Чтобы по-настоящему понять желания людей, надо для начала изучить их самих. Узнать как можно ближе, вызвать на откровенный разговор. Подружиться. Лариса Страшко и Людмила Федорова это умеют. Постепенно выяснилось, что хозяева - люди легкие, открытые для разнообразных впечатлений. По-настоящему любящие детей и их игры. А еще - они очень хотели бы завести собаку, да по некоторым бытовым причинам не могут.
И настал день, когда - из разговоров, догадок, пожеланий владельцев - вырисовалась идея квартиры. Прежде всего, дизайнеры приняли дерзкое решение поделить и без того небольшое пространство на две половины - "городскую" и "дачную". Эмоционально это давало возможность максимально изменить обстановку. Конструктивно - обыграть несущую стену, неумолимо "разрубающую" квартиру пополам. "Идейно" - преодолеть нехватку пространства, ощущение зажатости.
В "урбанистической" половине в наибольшей степени воплощены пожелания хозяев. Пе-реступив порог, вы обнаруживаете себя в необычном, светлом, лишенном отчетливых границ помещении. Прямо перед глазами - эдакое нежно изогнутое, ажурное нечто. Скульптура? Ширма? Дизайнеры придумали свое рабочее название: "беседка-стакан". На самом же деле это очень важная архитектурная и смысловая фигура. Во-первых, она делит пространство на зоны - прихожей, кухни и гостиной. Но, будучи сквозной (что достигается благодаря неправильным отверстиям), сохраняет ощущение простора, "воздуха". Во-вторых, "беседка" - это своего рода стилеопределяющий элемент. Вошедшему дают понять: в квартире будут действовать особые законы неправильности, неопределенности, мягких линий и закругленных очертаний. И, наконец, в-третьих, - игровой момент. По всему этому великолепию могут беспрепятственно карабкаться дети. Не страшно, если "беседка" испачкается - она имеет моющееся покрытие. Справа от "беседки-стакана" приоткрывается гостиная.
Пол - направление пластин ламината и сине-серых "ступенек" плитки - задает сразу две оси движения. Они словно бы предлагают несколько выходов из закрученного "беседкой" пространства. Оказавшись в гостиной, понимаешь, что конкуренция направлений не закончена. Свою линию "гнет" стенка, отделяющая гостиную от кухни, свою "протягивает" тросовое освещение у противоположной стены. А люстра-пружина усугубляет тему круга, доводя ее до высшей точки напряжения. И вот вам результат: впервые приглашенный сюда гость чувствует, что потерял ориентировку. Дополнительную "смуту" вносит окно. Его не случайно решили сделать высоким - от пола до потолка. Это дает ощущение нематериальности границы между комнатой и лоджией-зимним садом. Таким образом, гостиная визуально увеличивается. А благодаря минимальному количеству мебели и сложной игре направлений увеличение вообще кажется значительным. Мебели и декоративных деталей мало - но все они значимы. Пухлые, мягкие диваны даже взгляд радуют своей "ласковой" фактурой. Невозможно не обратить внимания на необычный столик-светильник.
Он и ваза-лотос темного стекла заставляют задуматься о стилистике шестидесятых, обозначенной ненавязчиво, намеком. Легкая витринка в углу ассоциируется с аквариумом. Особенно когда увидишь, что в ней размещена коллекция рыбок из цветного стекла. От "аквариума", по струнке галогеновых лампочек, "летят" металлические стрекозы. Летят не куда-то, а к озеру, возле которого гуляют синий бык и фантастический жираф. Иными словами, к радостной и яркой картине Ларисы Страшко. Расставаться со своим произведением автор в принципе не планировала, но уж очень оно "просилось" в этот полный света и праздника интерьер.
Подчинившись логике "закрученного" пространства, останавливаемся у выхода на лоджию и оборачиваемся. И только тогда по-настоящему видим прихожую. Точнее - понимаем, что ничего не понимаем. И возвращаемся к входной двери, чтобы выяснить, что же там происходит.
Чтобы в очередной раз поставить под сомнение настоящие границы помещения, дизайнеры воспользовались зеркалами.
Зеркальная плоскость вокруг двери заставляет воспринять само дверное полотно как отдельно стоящее.
Впечатление довольно сильное. Но и это еще не все. По обе стороны от входной двери находятся круглые желтые тумбочки. Их цвет и форма продолжают тему гостиной. Тумбочки подвесные. И там, где они крепятся к стене, она отделана нарочито грубой, подчеркнуто "материальной" на фоне зеркал мозаикой.
С гостиной соседствует кухня. Те же контрасты пола, тот же прием неопределенности границы с лоджией. Блестящий сине-фиолетовый фронт мебели в некоторой мере повторяет игру зеркала - тоже скорее расширяет, чем загромождает небольшое помещение.
Интересен изготовленный по индивидуальному проекту стол-трансформер возле стены. Он рассчитан на четверых. Но когда приходят гости, его выносят в гостиную и достраивают до овала. И тогда за столом с комфортом размещается десять человек.
И последняя выразительная примета "городской" половины - стеночка ванной комнаты. В ней проделаны отверстия той же формы, что и в "беседке-стакане". Правда, на сей раз они надежно закрыты матовым стеклом (вот вам и нестандартные стеклоблоки). А сама ванная комната превращена в связующее звено между "городом" и "дачей". Розовый общий тон, цветочки - это уже из сельской жизни. К ней и перейдем.
Но, покидая "урбанистическую" половину, полезно вспомнить, что вся она (вместе с "переходной" ванной) уместилась на сорока с небольшим метрах.
Выйдя "за город", оказываемся на уютной сельской улице. Пятнистая собачья будка с пятнистыми же далматинами, палисадничек с окошком в кирпичной стенке, одна дверь, другая, впереди - третья. Все двери украшены стеклянными вставками.
В первой это шарик на палочке, во второй - зонтик, в торцевой - просто стеклянные "горошинки". И когда за закрытыми дверями зажжен свет, вставки-картинки радостно сияют.
Зеркальный шкаф вдоль глухой стены создает иллюзию противоположной стороны "улицы". Кроме того, дизайнеры сообщили ей дополнительную перспективу, довольно существенно сузив помещение к