Это Ито
Интервью с молодым, амбициозным дизайнером по случаю приезда в Москву
Мировая известность настигла Ора-Ито слишком рано, отчего может показаться, что все его эксцентрические жесты - от избалованности. Это не так. Ора-Ито - прагматик до кончиков пальцев. Мы встретились с дизайнером в рамках Недели моды в Москве по приглашению компании GORENJE. Предыдущее интервью он давал лежа на полу, а с нами любезно согласился вести себя прилично и побеседовать за чашкой кофе. Впрочем, несколько раз сотрудник службы безопасности пресекал попытки Ора-Ито положить ноги на стол. Отличная метафора отношений между какой-нибудь большой серьезной компанией и молодым, очень амбициозным дизайнером.
SALON: Вы второй раз приезжаете в Москву в разгар Недели моды. Как у Вас складываются отношения с фэшн-индустрией?
- Я сотрудничаю с некоторыми марками, но у меня нет так называемого модного чутья. Другими словами, у вещей, которые я делаю, не может быть срока давности.
S: То есть Вы не знаете, что сейчас носят?
- Знаю, конечно, но не бегу в магазин за тем, что показывают на подиумах. В индустриальном дизайне законы проще: вещь должна быть актуальна лет двадцать, не меньше.
S: Кроссовки или грубые кожаные ботинки?
- Ботинки. Хотя прямо сейчас я работаю над дизайном спортивной обуви. Название марки раскрыть пока не могу.
S: Здесь Вы представляете свою работу для GORENJE. Вы создали целую линейку бытовой техники для кухни, хотя сами не готовите. Какие задачи Вы ставили перед собой?
- Сделать коллекцию, которая не стоит сумасшедших денег, но выглядит роскошно. Мы начали с коллекции, решенной в черном цвете. Но вслед за нами последовали другие бренды. Черный стал трендом. И тогда мы выпустили белую коллекцию.
S: С чего начинается процесс дизайна?
- Я задаю себе вопросы. Ответы на эти вопросы рождают дизайн.
S: Какими были вопросы в случае GORENJE?
- К чему я прикасаюсь? К ручке. Что объединяет все предметы на кухне? Ручка. И так далее. Я начал работать над дизайном ручки, которая и стала главным акцентом в коллекции. Кажется, будто она просто подвешена в воздухе.
S: Кстати, почему отдел бытовой техники всегда самый скучный в любом универмаге? Мне приходилось наблюдать огромное количество дерзких концептов, что с ними происходит?
- Так сложилось, что это самая консервативная сфера промышленного дизайна. Отчего-то считается, что люди не станут покупать круглую стиральную машину или желтый холодильник.
S: Если не считать бытовую технику, мир перенасыщен дизайном. Вы не устали от того, что само слово превратилось в инструмент продаж?
- Абсолютно. Дизайн ради дизайна? Это сейчас я занимаюсь дизайном. Но через несколько лет оставлю это занятие. Я не хочу когда-нибудь, подводя итоги жизни, сказать: я создал стул, я создал стол, я создал лампу, я всего достиг. Это смешно. Мои амбиции простираются гораздо дальше.
S: Представьте, что Вы звезда масштаба Мадонны и можете запретить задавать Вам какие-то конкретные вопросы.
- Я бы запретил все вопросы, начинающиеся с "Какой ваш любимый…". У меня нет любимых вещей, поскольку я воспринимаю мир во всем его многообразии. Я слушаю хип-хоп, когда еду в машине, классическую музыку, когда читаю книгу, и электронную, когда выбираюсь в клуб. И так со всем.
S: Насколько мне известно, Вы никогда не изобретали принципиально новые формы, то есть такие предметы, о назначении которых так сразу не догадаешься.
- Улучшить форму вещи сложнее, чем придумать новую. Сделать вилку и нож, которые не будут выглядеть как вилка и нож, достаточно просто. Эволюция - гораздо более тонкая штука, нежели революция.
S: Есть ощущение, что Вы боитесь за людей. У вещей, которые Вы придумываете, всегда скруглены углы. Кроме шуток, в основе Вашего дизайна будто бы лежит шарик.
- Действительно, боюсь. Например, я вчера сильно ушибся о стол.
S: Я думал, Вам нравится опасность.
- Но не когда она исходит от стола.