Euroluce
Обзор новинок, продемонстрированных на выставке света в Милане
Euroluce в этом году прошла вне очереди: согласно заведенному порядку, в рамках миланских iSaloni-2001 должна была быть выставка кухонь. Возможно, в силу этого изменения графика некоторые компании оказались не готовы представить новинки. Например, такие заметные фабрики, как ARTEMIDE и LUCEPLAN, ничем не удивили: на традиционно огромных стендах - достижения прошлых лет. Зато много интересного продемонстрировали фирмы, которые "не отличились" год назад. Впрочем, FLOS и в прошлом году выделилась (например, нельзя не вспомнить старковские люстры в виде полок с графинами). Итак, на нынешней Euroluce у FLOS неплохая коллекция имен. Марсель Вандерс, герой года (о нем мы писали в статье о мебельной выставке) - автор светильника, который зажигается и гаснет от дыхания. Мало кто из посетителей стенда удержался от того, чтобы не дунуть на стеклянную свечу.
Далее произведение Марка Ньюсона - фонарик обтекаемой формы. Джаспер Моррисон "сочинил" торшер с регулируемой высотой плафона. Филипп Старк увеличил до гигантских размеров свою же настольную лампу Archimoon soft - вполне традиционную. И, как всегда, получился эпатаж.
Почтенная FONTANA ARTE в этом году оживилась. Фирма, каталог которой может иллюстрировать саму "историю света", в последние годы вела скромную жизнь. На этот раз у нее неплохая коллекция: торшер с вращающимся плоским отражателем наподобие ширмы, вытянутый в виде зерна торшер, укрепляемый враспор между полом и потолком.
Кстати, у FONTANA ARTE был запоминающийся мебельный стенд. Он разместился под огромным столом, опирающимся на колеса, - напоминание о ставшем уже знаковым стеклянном столике FONTANA ARTE.
OLUCE (также анналы истории дизайна) показала две интересные модели уличных светильников. Одна - психоделическая - в виде камня. Другая - пластиковая колонна. Верхняя ее часть прозрачная, и в силу оптических свойств материала контуры колонны "очерчены" светом. А в модели Nerola светильник - песочные часы - подогревает чашу для благовоний, предусмотренную в верхней его части.
У TERZANI в этом году лишь три новинки. Опять ожидая чего-нибудь изысканного и аристократичного, мы с удивлением обнаружили на стенде светильники, сделанные из черных резиновых трубок. Впрочем, это не выглядит дешево, но в России подобное вряд ли будет иметь успех.
CATELLANI&SMITH также использовала неожиданные материалы. Проволочный шар Fil de fer напоминает спутанный клубок травы перекати-поле.
Зажженный, светильник создает совершенно волшебную атмосферу.
У FOSCARINI новый патентованный пластик с красивой фактурой. В прошлом году Ферруччо Лавьяни создал для FOSCARINI впечатляющий крупный светильник из металлических дисков. На этот раз его вещь не столь эффектна, хотя и неплоха: настольная лампа "Ленин" (до сих пор он не дает им покоя) состоит из стеклянного цилиндра, охваченного металлическим ободом. MURANO DUE, I TRE, ALT - три бренда, за которыми стоят одни и те же люди.
Среди множества симпатичных новинок нам приглянулся светильник японского автора Такихиде Сано. Дизайнер использует модное ныне сочетание прозрачного и матового стекла. Кстати, этот прием сохраняет актуальность уже не первый год. Когда речь идет о свете из Италии, нельзя не сказать особо о муранском стекле. Остров Мурано... Кажется, сама жизнь подмешивалась в расплавленное стекло: тайны ремесла тихим шепотом передавались от отца к сыну. Итак, VENINI, BAROVIER&TORSO, LA MURRINA, MURANO DUE, ANDROMEDA вызывают к жиз-ни секреты страрых мастеров. Нет, конечно, пышные традиционные люстры, подобные тем, которые и поныне висят в венецианских дворцах, всегда наготове у итальянских негоциантов, что бы сразить неофита. Но простые современные формы могут впечатлять не менее, когда они вылиты из густого благородного стекла. Плафон светильника Bombilla фирмы ANDROMEDA расчерчен светлыми и темными полосками одного тона, причем темные - более матовые. А у VENINI красота глубокой гравировки стекла подчеркивается изменением цвета стекла.
LA MURRINA удачно сотрудничает с Денисом Сантакьярой. Это он первым придумал лампу в виде вазочки с разноцветными шариками, и именно для LA MURRINA. И сколько уже сделано повторов этой модели! Интересно, что даже известные дизайнеры не смущаются делать откровенный плагиат (среди прочих, например, Арик Леви). Сантакьяра запомнился как автор ярких, несколько "детских" вещей. Помимо шариков, например, еще округлое качающееся кресло фирмы DOMODINAMICA. Но на этот раз он вышел за рамки своего жанра и сделал вещь, отличающуюся формальной геометрической красотой: эллипс - яйцо "зависает" на трех тонких металлических цилиндрах. Классик Паоло Деганелло придумал настольную лампу со светящимся основанием и отражателем в виде листка. Смотрится очень свежо, но при этом как из другого времени - из прошедшего золотого века итальянского дизайна.
Остались в памяти еще и замечательные вещи фирмы LUMINARIA, которая существует лишь год. Всю прошлую коллекцию создал Роберто Лаццерони. Она была очень изысканной. Лаццерони этим и знаменит: в течение многих лет он проектировал для CECCOTTI. Вопреки ожиданиям, LUMINARIA совершила неожиданный ход и пригласила Паоло Улиана, который в творчестве нередко отталкивается не столько от требований хорошего вкуса, сколько от реалий современной жизни. Например, у него был светильник с абажуром из силиконовой шапочки для бассейна (купил в супермаркете и приспособил).
Нынешний экспонат не столь радикален: лампа сделана из стеклянных трубок, расходящихся вверху.
В наше время, когда мода сменяется слишком быстро, о моде и даже о стиле можно говорить лишь с большой натяжкой. Это касается как одежды, так и моды на мебель, автомобили. Каждый час придумывается и создается множество интереснейших вещей, таких разных и эффектных. Поэтому изменилась и наши задачи. Мы уже не обязаны преданно следовать моде. Мы имеем возможность выбирать вещи, свои вещи, оценивая фантазию и остроумие их создателей.