Фантазия-Фантастика-Фантасмагория

квартира общей площадью 130 м2 Дмитрий Величкин, Николай Голованов, Александр Шевченко Гармоничное сочетание движения и статики в пространстве квартиры

Дата публикации 01.02.2001

Текст: Наталья Вавилина

Фото: Зинон Разутдинов

Автор проекта: Дмитрий Величкин
Николай Голованов
Александр Шевченко

Журнал: N5 (50) 2001

Чудеса все-таки бывают. Проблема в том, что не каждому дано их разглядеть. Художнику же порой достаточно намека на чудо, едва ощутимого дуновения тайны, чтобы увидеть и воплотить в действительность собственную "пленительную фантасмагорию" Перед авторами проекта, о котором пойдет речь, стояла задача разработать современный интерьер. Причем реконструкция квартиры не должна была затронуть ее планировку: две капитальные стены раз и навсегда определили схему расположения комнат. Сразу же стало ясно, что помещение, предназначенное для библиотеки и гостиной, чересчур мало. Увы, двигать несущие стены не позволено даже волшебникам. Законы архитектуры не знают исключений. Пришлось без колдовства и магии, с помощью одной лишь всесильной фантазии решать эту практически неразрешимую проблему. "Стихия и покой" - так один из архитекторов определил суть возникшей идеи. Гармоничное сочетание движения и статики. Прихожая, библиотечная зона и гостиная образуют единое динамичное пространство. Движение стремительно нарастает по оси от входа к эркеру. Перспектива подчеркнута наклоном стены в библиотечной зоне, изменением высоты потолка, контрастными по цвету полосами паркета. Большой световой фонарь "разрезает" стену, задавая еще одно направление движения. Его металлические "ребра" и светящийся корпус напоминают таинственный корабль, бесшумно летящий в невидимой, но почти ощутимой стихии. Продумано все, вплоть до малейших сочетаний и соответствий. Волнообразные линии вторят друг другу, усложняя игру объемов, реальных и иллюзорных. Дуга подсветки на потолке рифмуется с изгибом дивана в гостиной. В спальне карниз-балдахин вновь повторяет мотив волны, с ним перекликаются формы абажуров и стеклянной столешницы. Все не только подвижно, но и зыбко, фантасмагорично. Большое вращающееся зеркало скрывает вход в одну из ванных комнат и одновременно визуально дробит и без того сложное пространство. Картины с сюрреалистическими сюжетами завершают образ этой квартиры-метафоры, ожившей фантасмагории, стихии. Но не слишком ли много головокружительных эпитетов, где же обещанный и долгожданный покой? Посетитель, привыкший к сложной траектории движения линий, изменчивому и ненадежному отражению зеркал, миновав диванную и телевизионную зону, умиротворенно вздыхает: стремительное перемещение, почти полет, прекращается. Большой стол, композиционный центр просторной гостиной, останавливает взгляд. Теперь, если оглянуться назад, пройденный путь не покажется чересчур длинным. При взгляде отсюда пространство визуально сокращается, возникает эффект обратной перспективы. Статика, стабильность, покой, постоянство и незыблемость - вот новые определения того же самого интерьера. Покой - это прежде всего комфорт. Заботясь о максимальном увеличении жилой площади, архитекторы перестроили и утеплили лоджии. Возникли два возвышения-подиума, которым было найдено остроумное и фунционально оправданное применение. На одном из них расположен письменный стол в детской, на другом - кухонный стол. О кухне и ванных комнатах нужно сказать особо. Их строгая графика служит своеобразным контрастом парадной зоне. Серые поверхности кухни и черно-белая палитра ванной задают строгий, подчеркнуто серьезный тон. Эксперимент авторам проекта удался в полной мере. Автору же данной статьи остается только подтвердить, что эта удивительная квартира, исполненная контрастов, действительно существует.