Фарфоровые забавы

Фарфоровая пластика: роскошная забава, увенчивающая избыточность бытия. Изящные статуэтки, чье существование в интерьере продлилось на столетия

Дата публикации 01.04.2002

Фото: Михаил Степанов, Максим Рословцев

Текст: Наталья Уточкина

Журнал: N2 (69) 2003

Фарфоровая пластика возникла как откровенная причуда, как роскошная забава, увенчивающая избыточность бытия. Изящные статуэтки, чье существование в интерьере продлилось на столетия, порождены трактовкой жизни как вечного праздника - и в этом их нескромное обаяние Ассоциативный ряд, возникающий в связи с севрскими произведениями, немедленно вызывает в памяти образы Коломбин, амуров, цветочниц и утонченных кавалеров. А красочный фон, открытый именно в Севре, именуют не иначе как "королевский синий" и "розовый помпадур". Лилия поверх двойных вензелевых L означает изделия, предназначенные для короля - главного, а затем и единственного пайщика Севрской мануфактуры, успешно сочетавшего трезвый практицизм с искусством наслаждения. "Времена года", столь же популярные в искусстве, сколь и в музыке, - это вечная тема вечной изменчивости мира. Так, для десертного сервиза Екатерины Великой было изготовлено несколько десятков украшений, составленных из сотен отдельных безупречных фигурок амуров и купидонов, маленьких фавнов, аллегорических персонификаций времен года, искусств и наук. Алхимик Бетгер, которого одновременно преследовали и делили между собой прусский Фридрих Великий и саксонский Август Сильный, создав идеальную фарфоровую массу, положил начало производству мейсенского фарфора, оставшегося вполне самостоятельной ценностью и поныне. Примечательно, что столь прагматичная инициатива, как открытие фарфоровой мануфактуры в Петербурге, принадлежала "веселой императрице Елисавет". В стилистике русского фарфора всегда был заметен легкий французский "прононс", и даже пейзанки облекались в обязательные кринолины. Красота фарфоровых статуэток, рафинированная и условная, способна поколебать современное самоуверенное рацио.