Философия круга

двухуровневая квартира (150 м2) в Санкт-Петербурге Макс Павличук

Дата публикации 26.11.2000

Фото: Георгий Шабловский

Текст: Николай Федянин

Автор проекта: Максим Павличук

Журнал: N8 (86) 2004

Создавая интерьер этой двухуровневой квартиры, петербургский архитектор Максим Павличук усилил легко прочитываемую в плане тему круга и добавил в сдержанно-минималистичный интерьер пятна ярко-красного цвета Круг символизирует непрерывность, совершенство, постоянное возвращение к самому себе. В интерьере этой квартиры круг стал стыковочным модулем, соединяющим два прямоугольных "блока орбитальной станции". После сноса перегородок на первом этаже появился холл, в котором намечены четыре оси: напротив гостиной - столовая, напротив спортивного зала - гардеробная комната, напротив входа - винтовая лестница. Завершить геометрическую композицию помешала именно винтовая лестница: она "берёт на себя" два дверных проёма. Однако повернувшись спиной к возмутителю спокойствия, оказываешься в параллельной реальности: когда двери закрыты, не сразу догадаешься, куда идти. Архитектор поставил в проёмах стулья известного английского дизайнера Чарльза Ренни Макинтоша. Их можно рассматривать и как артобъекты, и как верстовые столбы, и как деления на циферблате часов. В любом случае идея та же - остановить прекрасное мгновение. Во многом идея круга была продиктована "производственной необходимостью". Ещё на стадии строительства планировалось, что две квартиры будут единым пространством. Ширина отверстия, предназначенного для лестницы, предусматривала только один вариант - винтовую лестницу, а значит, ещё один круг в интерьере. Сработал эффект брошенного в воду камня: появился круглый плафон на потолке в гостиной, круглое зеркало (там же), круглая турецкая баня на первом этаже и её европейский двойник - круглая душевая кабина в ванной на втором этаже. В отличие от круга, красный цвет в интерьере появился без всякой причины, исключительно по воле архитектора. То здесь, то там он разбросал пятна красного: красный пуф и красный потолок в гостиной, красные модели "феррари" в холле на втором этаже (их собирает ребёнок владельца квартиры), два красных стула в столовой и кусок красной "лавы", словно вставленный в графитовую раму настенного водопада. Отвечая на возражения, что красный - очень агрессивный цвет, Макс Павличук отвечает, что традиционная для минимализма чёрно-белая гамма уже порядком наскучила. Макс Павличук: "В этом проекте я объединил две квартиры в одну. Ещё до проведения всех работ было видно, что она состоит из двух прямоугольников, соединённых чем-то вроде сустава в форме круга. Я решил усилить изначально заложенную в плане идею круга".