Философия стены

Архитектурные формы, воплощенные в... цветах. Работы, представленные на выставке московской школы "Согэцу"

Дата публикации 01.07.2001

Фото: Игорь Михалкович

Текст: Диляра Мурадова

Журнал: N2 (58) 2002

"Запад есть Запад, Восток есть Восток". Отличия западного и восточного мировосприятия в очередной раз продемонстрировала выставка московской школы "Согэцу", прошедшая в Музее Востока. В центре внимания посетителей оказались варианты флористической трактовки... стен Замечательная идея соединить два традиционных японских искусства: архитектуру и аранжировку цветов (икебана) - принадлежит Хироси Тэсигахара, который возглавлял школу "Согэцу" в течение нескольких последних десятилетий. Развивая принцип "творческой" икебаны, провозглашенный его отцом и основателем школы Софу Тэсигахара, Хироси Тэсигахара обратился к флористической разработке идей японской архитектуры. Так появились стены, лабиринты и целые сооружения из бамбука и других растительных материалов. Рождение нового "японского чуда" готовилось на протяжении нескольких столетий. Пока "открытый" Запад строил крепости, устраивал рыцарские турниры и развивал технический прогресс, "закрытая" Япония выращивала и воспевала цветы, любовалась красотой первого снега и цветением сакуры. Квинтэссенцию европейского восприятия архитектуры вобрала в себя популярная английская поговорка: "Мой дом - моя крепость". Основой же традиционного японского дома стал главный принцип дзэн-буддизма - единение человека с миром природы. Эта идея нашла отражение в полупрозрачных ширмах и раздвижных стенах, "распахивающих" внутреннее пространство дома в так называемый "пейзажный сад". Созерцая водоемы, камни, деревья и мхи, человек начинал ощущать себя гармоничной частью мироздания. На рубеже тысячелетий школа "Согэцу" попыталась передать эту связь в виде архитектурных форм.