Финское всё: архитектор и дизайнер Алвар Аалто

Немного об авторе знаменитой трёхногой табуретки и модернистской библиотеки в Выборге.

Дата публикации 04.11.2021

Материал подготовила: Марина Волкова

Алвар Аалто (1898-1976) родился в небольшом финском городке, откуда семья перебралась в тогдашний «райцентр» Ювяскюля, откуда Аалто юношей уехал в Хельсинки получать высшее образование. Он закончил хельсинский Политех, но начинающему архитектору было сложно сразу закрепиться в столице, и Алвар вернулся в Ювяскюля, где открыл собственное архитектурное бюро и занялся строительством частных особняков.

Алвар Аалто. Фото: alvaraalto.fi

Постепенно Аалто набрал пул заказчиков и штурмовал столицу. Однако, отстраивать её он начнёт несколькими десятилетиями позже, а в 1930-х годах все его крупные проекты были вдали от Хельсинки. Два самых известных вывели его на новый уровень — архитектора мирового значения. Один из них — туберкулезный санаторий в Паймио. Грандиозное белоснежное здание похоже на круизный лайнер, плывущий посреди соснового бора. Аалто работал над проектом вместе с женой, также архитектором. Помимо исключительно функциональной архитектуры (много света, хорошая вентиляция, эксплуатируемая кровля) они занимались интерьерами и всеми предметами обстановки и быта. Своей главной задачей архитектор видел создать удобное и вместе с тем жизнеутверждающее пространство, в котором люди бы поправлялись.

Фото: alvaraalto.fi

Вторая знаковая постройка этих лет — библиотека в Выборге, настоящая архитектурная Мекка. Шесть лет назад здание отреставрировали, вернув ему былой облик, и оно действительно поражает своей продуманностью и спокойной, тихой радостью, которую излучают его архитектура и интерьер. Аалто продумал систему подачи книг из фондохранилища, разметку книжных и читальных залов, освещение главного зала с максимальным использованием естественного света. Книги подаются по конвейеру, а запросы по пневмотрубам. Посетители сидят так, чтобы видеть не только книгу перед собой, но и умиротворяющий пейзаж за окном. А главная зала освещается с помощью потолка со встроенными световыми конусами. На эту идею архитектора навела… картонка для хранения яиц с характерными выпуклостями. В аудитории библиотеки Аалто сдела волнообразный акустический потолок, ещё одно техническое новшество.

Фото: alvaraalto.fi

Фото: alvaraalto.fi

Аалто всегда работал не только как архитектор, но и как дизайнер, создавая интерьерный ансамбль, разрабатывая проект комплексно. Так, многие предметы обстановки из его построек и аксессуары, придуманные для определённых интерьеров, затем пошли в серийное производство. Чтобы запустить конвейер, Аалто создал собственную фирму Artek, которая владеет всеми правами на его наследие и выпускает его мебель и аксессуары до сих пор. Так, знаменитая трёхногая табуретка Stool 60, которую мы знаем больше по модельному ряду ИКЕА, была придумана Аалто как раз для аудитории выборгской библиотеки. Его тогда занимали эксперименты с гнутой фанерой. К тому же он, исходя из задач разгрузки пространства, хотел создать мебель, которую было бы легко складировать.

Фото: Artek

Фото: Artek

Кресла Paimio, сегодня легенда модернизма, были сделаны для санатория. Нас увлекает интересная, изогнутая форма спинки, а между тем это не столько вопрос эстетики, сколько функциональный приём: такая форма лучше всего помогает сидящему раскрыть грудную клетку, а значит, дышать свободнее.

Фото: Artek

Фото: alvaraalto.fi

Вазы Savoy, ещё один объект, уже малая форма, обрётший мировую известность, были сделаны для одноимённого ресторана в Хельсинки и изображают одно из финских озёр. Аалто умел соединять функцию предмета и её поэтическое осмысление. Свои произведения: будь то большая архитектура или вот ваза, он продумывал до мелочей, чтобы ими было удобно пользоваться, чтобы они служили долго, но и также чтобы вызывали эмоциональный отклик, желание ими любоваться.

Фото: Iittala

Вскоре Аалто отходит от чистого модернизма, всё больше добавляя к нему экоэстетики. Так, самый известный его частный проект — вилла Майреа, уже пограничное произведение на стыке этих двух направлений. В экстерьере и интерьере здания использовано много дерева. Главное внимание уделено естественному освещению, под которое продумана планировка со сложным разворотом постройки. Интерьеры лаконичны, но не скучны. Критики любят называть Майреа самым удобным частным домом 20 столетия.

Фото: alvaraalto.fi

Фото: alvaraalto.fi

В послевоенные годы архитектор застраивает уже всю Финляндию. После триумфа Финского павильона на всемирной выставке в США Аалто приглашают читать курс лекций в Массачусетс, где он также строит студенческий кампус. Самые известные постройки зрелого Аалто — концертный зал «Финляндия» в Хельсинки, который ещё называют «айсбергом модернизма», и его альма матер, перестроенный хельсинский Политех.

Фото: alvaraalto.fi

Аалто ставят в один ряд с такими столпами модернизма как Ле Корбюзье и Фрэнк Ллойд Райт. Однако его архитектура имеет ряд особенностей. Аалто не верил в чистую функцию, для него на первом месте всегда стоял человек, его потребности и его благо. Поэтому постройки архитектора лишены отвлечённости, они привязаны к конкретной задаче и формируют особую атмосферу. «Я человеколюбив», — признавался архитектор. Что ж, это утверждение вполне можно считать творческим кредо.