Формула лестницы
Лестницы в интерьере
Сообщая окружающим или признаваясь себе в личностном росте, мы не случайно используем такие "интерьерные" выражения, как "переступить порог", "достичь потолка", "стать на ступень выше". И если порог и потолок обозначают пределы, ступени невидимой лестницы ведут туда, где предела совершенству нет. Вот так и наши дома, когда в них появляется лестница, позволяют нам осваивать и обживать новые высоты в интерьерах, выстроенных по вертикали, перешедших из одной плоскости в другую. И поэтому лестница почти всегда в центре внимания. Она и ось, и связующее звено, и транзитная зона.
Дизайнер Анастасия Шмелева: В оформлении лестничного холла мы использовали сдержанные цвета - черный, серый и серебро. Они сочетаются и с насыщенным декором, и с лестницей, выполненной в современном стиле. Ее дубовые, тонированные в черное ступени покрыты серебряной патиной, проявляющей фактуру дерева. А стальные перила делают ее похожей на трап океанского лайнера. В итоге получился характерный интерьер для неординарного мужчины, любящего путешествия. И мы сочли уместным добавить немного мистики - в узоре над лестницей стилизованные кошки сверкают хрустальными глазами, а в аквариуме таинственно плавают большие рыбы.
Архитектор Александра Казаковцева: Проектируя лестницу для высокого двусветного пространства гостиной, мы хотели, чтобы она была максимально удобной, занимала минимум места и была одновременно и лестницей на второй этаж, и лестницей библиотечной. Перила заменили тонкими вертикальными стойками, которые дополнили основной ритм этого графичного интерьера, в то время как обычные перила его бы неизбежно разрушили. Нижняя ступень лестницы сделана в виде подиума, в котором расположен выдвижной ящик, а верхняя представляет собой стеклянный балкон, пропускающий свет из окон верхней комнаты.
Архитектор Дмитрий Казакевич: В интерьере этого дома декоративной доминантой стала роспись на стене, выполненная по технологии старинной фресковой живописи. А прозрачная лестница в стиле хай-тек, в свою очередь, стала идеальной "рамой" для подобного декора. Функциональная, но невидимая, с лаконичными стальными элементами, лестница подчеркнула и состаренную фактуру стены, и тонкость росписи, а также напомнила о современности интерьера. Минималистские светильники, свисающие на стальных струнах вдоль лестницы, вторят легкости и прозрачности лестничной конструкции.
Архитектор Светозар Андреев: Интерьер этой квартиры наполнен воздухом и светом. Две консольные лестницы, расположенные в два яруса вдоль одной из стен, подчеркивают идею невесомости - темные ступени, словно парящие в белом пространстве без перил, без опоры. От гостиной одну из лестниц отделяет большое матовое стекло. Оно лишь отчасти выполняет роль ограждения, скорее подчеркивает игру светотени, которая возникает от подсвеченной лестницы и силуэтов идущих по ней людей. Сложной технической задачей было не только прикрепить ступени к стене, но и сконструировать подвесную лестничную площадку между первым и вторым этажами.
Архитектор Юлия Вишнепольская: Какой лестнице быть в том или ином интерьере, диктуют прежде всего конструктивные особенности здания. В данном случае мы надстраивали этаж пентхауса и, безусловно, учитывали технические характеристики помещения. В итоге у нас получилось четыре лестницы. Одна из них винтовая, другая прямая, вытянутая как стрела, и две консольные, легкие, максимально простые, но невероятно удобные и поэтому безопасные, несмотря на отсутствие перил. К тому же они создают красивый образ - светлые пластины, ведущие от светлого верхнего уровня на темную поверхность пола уровня основного.
Архитектор Алексей Розенберг: Эта лестница проектировалась как отдельный объект, потому что вынесена за пределы основного объема дома. Она массивна, выполнена из состаренного дуба и отделана гранитом, при этом пронизана светом, который проходит сквозь остекление фасада. Это такая тектоническая игра - тяжелый объект в легком световом обрамлении. По стилю лестница достаточно консервативна - звучит конструктивистская тема а-ля Макинтош. Декор проявлен в самой конструкции: открытые стыки, клинья, ломаные линии перил.
Архитектор Евгений Кокорев: Лестница - центральная ось пространства дома, соединяющая четыре разных по стилю уровня и, тем не менее, не похожая ни на один из них. Основная идея была в том, чтобы создать скульптуру в гипермасштабе, рельеф которой был выполнен из 22000 стеклянных пластин и формировался вручную. На этот основной столб были нанизаны стеклянные ступени. Стены, окружающие лестницу, оформлены стеклянными вставками, в которых размещены светодиоды, ступени также подсвечены. В гранях резаного стекла возникает игра преломленного света.
Архитектор Влад Савинкин: Эта лестница с самого начала задумывалась как главный элемент гостиной. И решает она не столько функциональные задачи (для подъема на второй этаж есть еще небольшой лифт), сколько декоративные. На стене вдоль лестницы расположилась коллекция картин, а во время музыкальных вечеров лестница превращается в зрительный зал. Мы предлагали множество вариантов эскизов, но идею этой лестницы, словно укутанной тканью, подсказала заказчица. В итоге складки мы моделировали, драпируя тканью готовый металлический каркас и зарисовывая полученное, а затем были и сетка, и пенобетон, и шпаклевки, и покраски, и - как финальный аккорд - золотая пыльца.
Архитектор Игорь Соловьев: Лифт и винтовая лестница являются доминантой и центром дома, объединяя четыре уровня. Вся конструкция выполнена преимущественно из стекла и металла, для того чтобы сохранить и подчеркнуть большой архитектурный объем. На каждом этаже выход на лестницу оформлен по-разному, но есть общие элементы и приемы: плавность линий, архитектурные детали, которые зонируют пространство - отделяют лестницу от холла. Интересен и подбор материалов. В противовес стеклу и металлу шахта лифта отделана индийским колотым мрамором, некоторые поверхности в холле обтянуты кожей.
Дизайнер Полина Огий: Моей задачей было обозначить главные стилистические особенности этой лестницы. В данном случае это морская тема, которая стала ключевой в оформлении всей квартиры. Она проявляет себя не нарочито, но отчетливо. Прежде всего в формообразовании и в цветовой гамме. Кованая лестница - авторская работа талантливого кузнеца Романа Чиркова. Когда смотришь на нее, возникают ассоциации и с кораллами, и с перламутровыми раковинами. Ажурная конструкция лестницы позволила ей быть легкой и по восприятию, и фактически, что, безусловно, важно для ее монтажа в данной квартире.
Архитектор Андрей Галушко: Для хозяев было важно, чтобы в их доме присутствовали элементы стиля Юго-Восточной Азии. Лестница не стала исключением. Она сложна по конструкции и многодельна. Ее форма скорее вынужденная, такая, чтобы можно было вписать ее в очень маленький проем в потолке, сохранив при этом и удобство, и безопасность. Моделируя эту лестницу, невозможно было сделать четкие трехмерные чертежи, поэтому она собиралась на месте: сначала ступени, а затем клеилось ограждение из шести слоев фанеры. И