Гонки по вертикали
трехуровневая квартира общей площадью 130 м2 (Санкт-Петербург) Вячеслав Ерошин, Александр Петровский
Знаменитый французский моралист Жан де ла Брюйер заметил: "Ужасное несчастье - не иметь возможности остаться наедине с самим собой"
Следуя данной логике, хозяина этой квартиры с полным основанием можно назвать счастливцем: три этажа нанизанного на лестничную ось пространства предоставляют ему массу возможностей для полноценного общения с собственным ego.
"Квартира для свободного человека": такой образ возник в коллективном авторском сознании в результате знакомства с интерьером и образом жизни его хозяина. Внутренняя свобода и независимость стали отправными точками и концептуальной основой проекта. При этом архитектор Вячеслав Ерошин и дизайнер Александр Петровский решали не только образную, но и вполне практическую задачу.
Им предстояло превратить скудное пространство стометровой квартиры в логичное и "раскомплексованное" жилище, пренебрегающее ненужными условностями и не желающее считаться с привычными догмами.
Откровенно говоря, начальная планировка квартиры была скучна и банальна. Девяносто восемь квадратных метров общей площади были неравномерно распределены по двум этажам. При этом площадь первого - представительского - этажа с гостиной и кухней не превышала 40 кв. м, отчего весь интерьер напоминал миниатюрную шкатулку. Собственно, функциональное зонирование осталось прежним, зато кардинально изменилась логика "архитектурного изложения". Авторы проекта перенесли акцент с горизонтального членения квартиры на ее вертикальную проекцию, сделав лестницу центром пространственной композиции.
И свершилось чудо: интерьер "задышал полной грудью", превратившись из "прожиточного" набора отдельных помещений в оригинальное архитектурное произведение.
Внутренний объем изменяется в зависимости от "точки зрения" находящегося в нем человека. Свою лепту в восприятие интерьера вносят сложное освещение, дополнительные внутренние окна и необычная лестница - стержень всего ансамбля. Роль первого марша играет металлический трап на роликах, способный свободно перемещаться в пространстве, а стало быть, выполняющий функцию лестничного пролета с изрядной долей условности.
Впрочем, наибольший сюрприз ждет на самом верху, где взору открываются спальня в японском духе и оригинальный кабинет - миниатюрная круглая площадка, в буквальном смысле слова висящая над пустотой. "Одиночество бегуна на длинную дистанцию" сменяется индивидуализмом пространства третьего уровня, и в первую очередь "кабинета эгоиста", рассчитанного на кресло и одну книжку" - за этой фразой Александра Петровского скрывается яркий образ, своего рода архитектурный сюжет, разыгранный на интерьерных подмостках.
Театральная метафора отнюдь не случайна. Лестничный холл сложной конфигурации с его обнаженной конструкцией напоминает "изнанку" декорации к бессюжетному авангардистскому спектаклю. Внутренние окна в стенах между холлом и спальнями позволяют интегрировать лестничную зону в активное жизненное пространство. При этом наличие этих окон, хоть и снабженных жалюзи, делает понятие приватности весьма аморфным.
"Индивидуализм - вот универсальное обозначение всего, что сделано в этой квартире, от планировки до декоративных элементов, - резюмирует Александр Петровский. - Индивидуализм в сочетании с игрой как методом проектирования позволил создать причудливое и одновременно комфортное жилище, в котором одинаково удобно принимать гостей и находиться наедине с самим собой".
Александр Петровский:
"Ирония, ирония и еще раз ирония - вот три кита, на которых зиждется сегодня творческий процесс (спасибо Майклу Грейвзу и Филиппу Старку). Работая над этим интерьером, мы играли, ибо игра сама по себе подразумевает ироническое отношение и к процессу, и к результату. Мы играли в архитектурную игру - в объемы и пространства, представляя хозяина играющим по нашему сценарию "в собственную жизнь".