Городской уют для одного

двухуровневая квартира площадью 168 м2 (Москва) Константин Вернигор Квартира без замкнутых изолированных помещений, отвечающая потребностям "одинокого" образа жизни.

Дата публикации 01.02.2001

Фото: Евгений Лучин

Текст: Ксения Аксельрод

Автор проекта: Константин Вернигор
Андрей Туровский

Журнал: N4 (49) 2001

Разговаривая с архитектором, расспрашивая его об интерьере и заказчике, фиксируя факты, подсознательно пытаешься выделить какой-нибудь любопытный момент, забавную деталь, что-то, способное стать завязкой будущей статьи. Но в случае с этой квартирой ничего подобного не потребовалось. Слишком уж интересным было начало самой истории Получив предложение создать интерьер, архитектор Константин Вернигор оказался, без преувеличения, в выигрышной ситуации. Два этажа, несущие стены только по периметру, огромный витраж, технический короб, скрывающий вентиляцию и канализационные стояки, и место для лестницы, изначально предусмотренное в межэтажном перекрытии. Одним словом, свободное пространство. Хозяин квартиры - человек молодой, энергичный, амбициозный. К художественным излишествам равнодушен, ценит комфорт и высокое качество. Постоянно живет с семьей в загородном доме. А в Москву приезжает от случая к случаю. Новой квартире предстояло стать его "вторым жильем", интерьер которого должен был отвечать потребностям "одинокого" образа жизни. На этих житейских обстоятельствах и основывался замысел архитектора. Если перефразировать старую поговорку, то концепцию интерьера можно сформулировать так: "без стен, без дверей - это дом для одного". Такая квартира не требует замкнутых изолированных помещений, ограничивающих свободу ее единственного жильца. Отказавшись от привычных приемов формообразования, пространство организовали с помощью независимых многофункциональных объемов. Получившийся план квартиры напоминает старинную карту местности, где все дороги ведут в "Третий Рим". Войдя, вы окажетесь перед выбором "куда свой путь направить". Пойдете налево, и увидите кухню, отделенную от основного пространства оригинальной конструкцией. Прямо - и перед вами центральный объем, организующий визуальное и психологическое разделение между столовой, гостиной и зимним садом. Можно смело двигаться как по часовой, так и против часовой стрелки. В любом случае вы окажетесь возле огромного витража, откуда открывается прекрасный вид на город. Дальше как в русской сказке: направо пойдешь - голову потеряешь. Это вполне может случиться при виде второго этажа, куда ведет расположенная справа от входа лестница. Здесь размещаются спальня и кабинет хозяина. Их организовывает общий конструктивный прием - своего рода ось, вокруг которой "вращается" личная вселенная заказчика. Как и в любом другом мире, здесь существуют горы и равнины - своеобразная игра с уровнем пола. Это отчасти вынужденное решение - из-за слишком высокого подоконника большую часть спальни подняли на подиум. Границы между функциональными зонами нематериальны - их можно провести лишь в воображении. Что до дверей, то в квартире они действительно отсутствуют. За исключением, гардеробных и санузлов - дань привычке. Мебель заслуживает не меньшего внимания, чем объемно-пространственные решения интерьера. Все встроенные элементы помимо функциональной, несут конструктивную и образную нагрузку. Выполнены они по эскизам архитектора. "Привнесенная" мебель подбиралась с учетом пристрастий хозяина квартиры. Если представить себе иерархию всех имеющихся в квартире предметов, то главной, по всей видимости, окажется кровать. Монументальная, она стоит на высоком подиуме, с которого можно спуститься вниз к лестнице, кабинету и витражу. Отдельной темой в этой квартире стал свет. В каждом помещении возможно создать как минимум дюжину световых композиций. Правда, вся эта сказка становится заметна только в сумерках, когда возникает необходимость включить свет. А днем приходится довольствоваться обыкновенным солнцем. Но это никого не смущает. Гармоничное пространство хорошо смотрится при любом освещении. И это уже мнение заказчика.