Горячая точка
Камины в интерьере
Приручение огня человеком - одно из основных событий в истории развития цивилизации. Подтверждением того, как давно это было, является факт, что в наше время при желании можно годами не видеть открытого огня. Утилитарное обращение современника с огнем сводится, пожалуй, к прикуриванию сигареты, приготовлению мяса на гриле и созданию романтического настроения путем зажжения свечей. Другое дело - разведение огня в камине, действие далеко не первой необходимости, но имеющее свою эстетику и философский настрой. Такой огонь мы воспринимаем всеми органами чувств: наблюдаем за игрой языков пламени, слышим щелчки и потрескивание разогретых докрасна поленьев, чувствуем смолистый запах дерева, ощущаем нестерпимый жар или приятное тепло. Открытый огонь - на уровне генетической памяти - способен дарить нам фундаментальное спокойствие.
Природа со всей своей насыщенностью формами, цветами, запахами и явлениями, по сути, великий максималист. А вот стиль минимализм мог возникнуть только в сознании человека-исследователя, который, расчистив поле деятельности до клинически чистого состояния, помещает в него всего несколько выбранных предметов или деталей из бесчисленного множества. Но при этом каждая из деталей раскрывается по полной, обнажая свою суть. За это мы минималистов и любим. Огонь в созданных ими интерьерах горит так же вольно, как и в дикой природе, а вот камина может и не быть вовсе. Вернее, он будет, только мы его не узнаем, потому что, скорее всего, увидим просто плоскость или нишу.
Из школьных уроков истории мы узнаем о знаменательных событиях прошлого и их последствиях, но, тем не менее, редко представляем себе, что герои этих событий почти всегда ложились спать с наступлением темноты, как нынешние дошкольники, и в холодное время года, как правило, спали у огня, будь то походный костер или дворцовый камин. Теперь камин в спальне греет не столько тела, сколько души, добавляя тепла и атмосфере, и отношениям. Ставший романтическим атрибутом женских романов, символом страсти и раскаленных чувств, огонь в камине также способен успокоить и навеять сон. Установив камин в спальне, можно засыпать, глядя на пламя, точно так же, как это делали любимые герои учебников истории. Огонь - в отличие от жилищных условий и политической обстановки - с тех пор ни на йоту не изменился.
Каким бы традиционным ни выглядело расположение камина в гостиной напротив вальяжных диванов и дизайнерских кресел, его исторически верное место у обеденного стола, его исторический размер - бычья туша на вертеле. Вот он, подлинный домашний очаг, дарящий тепло и сытость. Чтобы с таким управиться, нужны недюжинная сила и мастерство. Большие камины на кухнях и в столовых теперь редки, как и обеды с размахом средневекового пира. Но, если размеры загородных домов позволяют воплощать смелые дизайнерские решения, почему бы не поискать вдохновения в прошлом? Возможно, что первый же ужин, освещенный огнем гигантского очага, разбудит и аппетит к масштабным проектам в будущем.
Когда дом построен или создан новый интерьер в квартире, обязательно нужно время, чтобы обжить это пространство, наполнить еще пахнущие краской комнаты особой теплотой - сродни той, которая возникает в общении между близкими людьми. Мы называем это уютом и пытаемся достичь его с помощью приятных мелочей и декора. Но стоит лишь зажечь очаг (печь ли, камин ли - неважно) - и жилище обретает уют раньше, чем будут распакованы последние коробки с вещами. Возможно, поэтому дизайнеры и архитекторы, понимающие истинную роль очага, стремятся подобрать к его огненной начинке достойное обрамление. Так, фасады встроенных в стены каминов, словно рамы живописных работ, декорируются резьбой и позолотой. А вытяжки отдельно стоящих каминов порой напоминают скульптурные композиции.
Архитектор Андрей Галушко: Этот камин, расположенный между гостиной и спальней, просматривается почти отовсюду. Он, собственно, и задумывался как открытый со всех сторон. Его живое пламя должно было подчеркнуть натуральность выбранных для интерьера материалов - бетона, стекла и металла. Камин сделан в рамках этой концепции. В основании бетонный подиум с решеткой по центру. Корпус камина выполнен из нержавеющей стали. Прямоугольная форма продиктована геометрией, выбранной для решения пространства квартиры в целом.
Архитектор Александра Казаковцева: В небольшой квартире, расположенной на последнем этаже, камин играет ключевую роль, он подчеркивает не- обычную для городской квартиры конфигурацию потолка, который в своей самой высокой точке достигает шести метров. Разумеется, далеко не каждый камин справился бы с этой задачей. Камин FOCUS подошел лучше всего. Он словно создан для этого интерьера - выполнен из черненого металла, вытянут по вертикали, но при этом имеет небольшой диаметр. К тому же на сланцевом полу топку можно было установить без дополнительных приспособлений. Центральное расположение камина позволяет собираться вокруг него большой компанией-еще одно важное преимущество, особенно для молодых хозяев этой квартиры.
Архитектор Анна Кузнецова: Этот камин находится в пентхаусе, стиль которого можно определить как средиземноморский. Поэтому именно травертин, традиционный для этого региона вид мрамора, стал материалом для отделки камина. Небольшие вставки в виде резных плиточек украсили довольно скромный каминный фасад. У нас не было задачи сделать камин парадным, он получился спокойным, домашним, идеально вписался в интерьер и стал центром симметричной композиции гостиной зоны. Расположенные рядом книжные шкафы, один из которых превращается в небольшое рабочее место, - весьма уместное, на мой взгляд, соседство.
Архитектор Сергей Телевной: Печь в этой квартире была всегда. И, несмотря на то что она очень плохо сохранилась, решение оставить ее мы приняли сразу. Изразцы были разобраны, пронумерованы и отправлены на реставрацию. Для того чтобы привести печь в рабочее состояние, необходимо было перебрать ее, фактически выложить заново. А поскольку хозяин квартиры мечтал о камине, мы установили еще и специальный стеклянный экран, который позволяет безопасно любоваться огнем, открыв оригинальные латунные дверцы. Печь сделала расположенную в проходной комнате гостиную очень уютной.
Дизайнер Игорь Литуринский: Мы хотели, чтобы этот камин получился необычным, выражающим своей формой природную мощь огня. Его центральная чаша стоит на массивном бетонном основании со следами опалубки, а сам корпус выполнен из металла, поверхность которого искусственно обрабатывалась, чтобы выглядеть грубой и ржавой. Форма корпуса - это компиляция на тему каминов FOCUS, переосмысленная нами и доработанная специально для этого интерьера. Камин стал восьмиметровой вертикальной доминантой обширного холла, который в соответствии с этим масштабом имеет экстерьерные элементы отделки - балки, балкончики и облицованные камнем стены.