Готическая история

двухуровневая квартира общей площадью 360 м2 (Москва) Наталия Ахмерова

Дата публикации 02.11.2005

Фото: Зинон Разутдинов

Текст: Николай Федянин

Автор проекта: Наталия Ахмерова

Журнал: N9 (98) 2005

Когда попадаешь в этот интерьер, не верится, что квартира находится в старом доме, стоящем в одном из тихих московских переулков в районе Остоженки. Гостиная на втором этаже кажется парадной залой какого-то рыцарского замка. И только вид за окном - зеленые купола Зачатьевского монастыря и виднеющаяся вдали высотка МГУ - неопровержимо свидетельствуют: вы находитесь в Москве Известно, что в Средние века слова "готика" не было. Считается, что впервые его употребил Рафаэль в своем докладе папе Льву X о ходе строительства собора Святого Петра. Гений эпохи Возрождения называл архитектуру северных народов (готов) варварской и полагал, что итальянские архитекторы должны придерживаться традиций классической римской архитектуры. Однако время уровняло все стили в правах, и даже для Москвы готика - стиль вовсе не чужой. Баженов использовал элементы готики при строительстве дворцовой усадьбы в Царицыно, а Шехтель век спустя возвел для фабриканта Саввы Морозова игрушечно-рыцарский замок-особняк на Спиридоновке. В интерьере этой квартиры мирно сосуществуют средневековая готика и пришедший ей на смену стиль Возрождения, торжественная пышность барокко и простота средиземноморского стиля. "Может быть, я немного разбросалась. Но это вообще в моем характере", - кокетливо признается автор проекта Наталия Ахмерова. Появление готического стиля во многом было предопределено формой крыши. Во время реконструкции старинного здания строители подняли ее, надстроив мансардный этаж, и сделали три широких треугольных окна (в гостиной, детской и гостевой спальне). Но автор проекта "примеряла" на эти окна не только готику. "Я хотела, чтобы в гостиной было много дерева, - рассказывает Наталия. - Мастера-краснодеревщики предлагали самые разные варианты: от ампира до барокко". И только когда в гостиной у окна появился подиум, который служит своего рода смотровой площадкой, был сделан окончательный выбор в пользу готики. "От двух столбов, которые держат крышу, избавиться было нельзя. Когда мы одели их в дерево, то увидели в получившейся композиции что-то готическое", - говорит Наталия. Остальные комнаты в этой квартире оформлены в легком, куда более игривом духе - с барочными завитушками, изящной лепниной и фресками в итальянском стиле. Особенность этого интерьера заключается в том, что в каждом помещении присутствуют намеки и подсказки, связывающие столь разные по духу помещения в единое целое. Так, например, виноградная лоза присутствует не только на лепнине в спальне, она пустила свои побеги на стенах ванной комнаты. А скамья при входе и английские обои словно подсказывают гостям, что торжественное барокко - это не единственный стиль, который встретится в этой квартире. Наталия Ахмерова: "Поскольку я делала этот проект для себя, то решила, что семье будет удобнее, если кухня, столовая и спальня будут на первом этаже. Поэтому зона общественная, тусовочная, переместилась на второй этаж, к окну, из которого открывается прекрасный вид на Москву."