Гуидо Фалескини:

Гуидо Фалескини рассказывает о прошлом, настоящем и будущем дизайна

Дата публикации 25.01.2005

Интервью подготовила: Оксана Кашенко

Журнал: N10 (88) 2004

На него смотрят как на ихтиозавра. Он человек не просто прошлого века. Он - один из немногих революционеров мебельной промышленности. Опыт и возраст Гуидо Фалескини позволяют ему смотреть на вопросы дизайна так, будто он видит его прошлое, настоящее и будущее с высоты птичьего полетаSALON: О Вас слагают легенды. Говорят, Фалескини знает о дизайне все...  - Сегодня дизайн стал частью общего восприятия, общего понимания. Стал популярным, общедоступным. Во времена моей молодости было чуть по-другому. Я из поколения пожилых людей, которые начинали в 60-е годы. Тогда мы воспринимали само понятие дизайна через призму промышленного производства мебели. Мне, конечно, повезло: я начинал свою деятельность буквально с карандашом в руках. Еще мне повезло в том, что я родился, учился и работал в Италии. И это не просто патриотизм. Хотя основная концепция современного дизайна была разработана великими мастерами не итальянцами (Корбюзье, Имс, Рей) в двадцатые-тридцатые годы, я считаю, что дизайн в полном смысле этого слова, если брать в мировом масштабе, утвердился именно в Италии и именно в 60-е. А мне просто повезло. 70-е были переходным периодом. Еще с избытком хватало идей 60-х, дизайнеры занимались их воплощением и доводили до ума все инновационные продукты, созданные десятком лет раньше. А потом началась черная полоса. Можно сказать, что в 80-х и в начале 90-х дизайна не было. Это был момент застоя и даже отката назад. Из-за отсутствия новых идей дизайнеры обращались к стилям предыдущих периодов. Феномен наблюдался не только в интерьере, но и в архитектуре, в которой тогда появились классические, даже барочные мотивы, используемые часто лишь как внешний декор, помещенный в современный контекст, что вызывало страшную сумятицу в архитектурных кругах. В этом плане сегодня, в том числе в интерьерах, откат назад преодолен, и мы вернулись к дизайнерским концепциям с новыми, свежими идеями. В этом году, как мне кажется, был сделан существенный шаг вперед. Это, прежде всего, использование новых материалов, которые уже несут в себе новые идеи. Это пластики, вспененные полиуретаны, прозрачные и другие материалы. Примерно то же самое происходило и в 60-е годы, когда появившиеся на рынке новые материалы дали толчок к возникновению новых идей. Нужно констатировать, что приходит конец традиционной мебели. Не только в смысле внешнего вида. Диван уже перестал быть просто местом для сидения. Он теперь и для сидения, и для лежания, и для полулежания, и для чтения, и для хранения различных вещей, и для кофепития за столиком, скрытым в подлокотнике. То есть мебель становится многофункциональной. И уже эта ее сложная суть начинает диктовать совершенно иные формы. Посмотрите, большая часть мебели сейчас имеет форму куба или параллелепипеда. Это формы очень выверенные, но при этом лишенные личностного начала. Куб, безусловно, предельно рациональная геометрическая форма. Любая форма должна своим существованием оправдывать функцию, которую она выполняет, и наоборот. К примеру, стул - самый сложный в проектировании объект. Стул должен соответствовать форме человеческого тела. И если этой функции он лишен, то называть это дизайном нельзя. По крайней мере, если мы говорим о промышленном дизайне. То есть кроме красоты у формы должно быть некое рационально продуманное содержание. S: В 60-е годы прорыв в дизайне был связан в первую очередь с появлением пластика. При этом, насколько я знаю, Вы сделали свое имя на работе с кожей, а не с пластиком. Сейчас, Вы говорите, все делают кубические диваны. А Вы для i4MARIANI проектируете диваны необычных пирамидальных форм со скругленными углами. Идти против течения - в этом секрет успеха? Почему Вы так делаете?  - Я вижу ситуацию чуть по-другому. Посмотрите на ту же модель Theorema, которая изначально была создана в 1969 г. В конце 60-х - начале 70-х годов появились вспененные полиуретаны, которых раньше в принципе не существовало. Это дало нам возможность делать очень простые формы и придумывать модульные системы. Тогда диван Theorema состоял всего из двух элементов, приставленных друг к другу: сиденья и спинки, доходящих до земли. Сегодня мы снова вернулись к этой концепции. Просто чуть облегчили конструкцию и поставили ее на базу с ножками. В новом каталоге i4MARIANI мы видим четкие прямолинейные формы. Но никаких особо новых материалов здесь нет, мы пользуемся тем, что уже было когда-то создано, и это тоже концепция. Традиционные материалы, такие как ткань, кожа или дерево, становятся все более и более редкими. При этом такие материалы исторически очень близки человеку, они всегда присутствовали в его доме. Но заметьте, новые материалы, те же пластики и т.д., могут спокойно уживаться с вечными материалами: кожей, деревом. Все зависит от того, что именно мы хотим с ними сделать. S: Сейчас такой огромный выбор мебели. Сложно даже перечислить все стили, в которых она производится. Как человеку стороннему во всем этом сориентироваться?  - Во-первых, конечно, как и во всех сферах человеческой деятельности, желательна некоторая базовая культурная подготовка. Для того чтобы человек мог сознательно выбрать то или другое. Как минимум, нужно полистать журналы. И не дать себя одурачить имиджевой стороной, той формой, за которой нет ничего. Но для этого надо сознательно подходить к вопросу.