Хельсинки: Habitare - 99
Русские идут… В Лондоне проходит фестиваль русской культуры, в Париже - "Русские сезоны", в Сен-Тропе, Зольдене, Куршевеле - русские вечеринки… Вывески "Здесь говорят по-русски" стали все чаще встречаться в престижных местах. Наши манекенщицы - в топ-списке звезд, наши спортсмены - лучшие, наш балет - несравненен, имена наших художников и модельеров не сходят со страниц европейской светской хроники. Гордость переполняет. Носить и покупать русское стало хорошим тоном. Если раньше мы смеялись над лозунгом "Поддержим российского производителя", то теперь, куда ни приди, обязательно увидишь людей, одетых в наше - от Парфеновой, от Котеговой, от Симачева, Чапурина, Якушкиной, Цыгаль… Бесспорно, наша фэшн-индустрия находится еще в зачаточном состоянии, но дело здесь скорее в самосознании. Как только мы полюбили свое, русское, и перестали себя стесняться, поменялось и отношение к нам.
Увлечение русским со стороны Европы не просто дань моде на матрешки и даже не политический PR. Несколько лет назад я была в группе российских архитекторов, приехавших в Италию с ознакомительными целями. В программе были мастер-классы Джулио Каппеллини и Патриши Уркиолы - культовых архитекторов, проектирующих мебель. У Джулио мы задержались недолго - он был гостеприимен, но краток. А мастер-класс Патриши Уркиолы плавно перетек в дружеский ужин с великой архитектрисой, и тут уже Патриша задавала вопросы, что да как делают наши архитекторы, какие заказы выполняют... И вдруг, внезапно расчувствовавшись то ли от теплоты нашего приема, то ли от крепости местной граппы, сказала: "Как я завидую вам, русским! У вас такое бурное строительство идет! Вся страна - большая стройка! Столько заказов! Вы вот здания возводите! А я, Патриша Уркиола, окончившая Миланский политехнический (очень престижный вуз, готовящий архитекторов) и учившаяся у самого Алессандро Мендини... чем я занимаюсь! Я диваны проектирую!" И тут до нас стал доходить весь трагизм положения итальянских архитекторов: то, чему мы завидуем, - проектирование мебели для производств - не может быть для Архитектора делом жизни, а в Италии строительство как таковое просто не ведется, все живут в старых зданиях. Однако долгое время из-за отсутствия той самой индустрии проектирование стульев и диванов казалось нам чем-то запредельным.
И вот теперь, спустя 14 лет после выхода первого номера журнала SALON, "зеркала отечественной частной архитектуры", и спустя 4 года с момента того памятного мне разговора, мы уже смело можем сказать: мы можем не только города строить и дворцы возводить! В этом номере - сенсационная публикация о лучших архитекторах и дизайнерах, работающих для серийного производства!
И, как всегда, отменный выбор интерьеров, среди которых особо хочется отметить работы архитекторов Светозара Андреева и Ника Добрева. Первая выполнена в новаторском ключе, вторая - в традиционном. При кажущейся полной противоположности эти два объекта - белую мансарду в Санкт-Петербурге и золотой дом в Подмосковье - объединяют чистота и красота архитектурного решения пространства. Эти объекты не нуждаются в декорировании и даже в меблировке - можно легко себе представить, как хорошо они будут смотреться без того минимума мебели, что сейчас имеется. И это то, к чему действительно нужно стремиться при проектировании своего жилья!
Смотрите, дерзайте, создавайте!