Хироюки Ямакадо
Четкость форм, свежесть и выразительность образов в мебели японского дизайнера Хироюки Ямакадо
Хироюки Ямакадо - японский дизайнер, вот уже около полутора десятка лет живущий во Франции. Странное сочетание - Франция и Япония... Оно не вызывает почти никаких ассоциаций. Уж слишком разные эти страны. Разве что-нибудь из мира моды: Кензо, Иссей Мияки... Впрочем, несовместимое может соединяться благодаря совпадению или чуду, грань между которыми очень тонка.
Однажды Хироюки, большой любитель новых впечатлений, отправился в кругосветное турне. В момент, когда их группа оказалась на борту корабля посреди Индийского океана, произошло знакомство молодого японца с француженкой Аньес. Скоро они поженились, а через десять лет после того памятного путешествия возникла мебельная фирма YAMAKADO.
В 1986 году появилось кресло-качалка Yam, изготовленное из ламината, которое и по сей день остается знаковым символом фирмы YAMAKADO.
За полтора десятка лет Хироюки придумал около шестидесяти моделей. Позже дизайнер стал создавать и несколько упрощенные, коммерческие вещи. Ибо в 1991 году у семьи Ямакадо в Анжу на берегу Луары появилась мебельная фабрика. А вот первые предметы мебели особенно явно свидетельствуют о своеобразии японского дизайна, к которому можно с полным правом причислить работы Ямакадо. Понять, в чем заключается это своеобразие, - так же сложно, как и постигнуть загадочную японскую душу.
Сегодня в Европе работает много японских дизайнеров, приобретших здесь известность и авторитет: Умеда, Тошиюки Кита, Исао Хосое. Вещи, создаваемые ими, всегда отличаются свежестью образа, неожиданностью и шокирующей простотой. Порой они кажутся странными и нездешними. На наш взгляд, секрет успеха заключается в том, что европейская мебель им совершенно чужда! Японец живет среди других вещей, его душа и тело иначе общаются с ними. Достаточно представить хотя бы то, что в комнате, которая у нас называется гостиной, они передвигаются на коленях.
Ямакадо говорит, что создавая новую вещь, он словно заново выдумывает ее. Дизайнер чаще исходит из природных образов, графических противопоставлений и даже игры слов, чем из традиционных форм. В голове японца нет того контекста, в его генах нет того шифра, какие есть у европейца. И в творчестве ситуация "белого листа" оказывается очень плодотворной.
Вот что говорит автор о кресле-качалке Yam: "Я обернул вокруг сферы плоскую поверхность. Две абсолютно разные формы начинают работать для одной цели". Исходным же моментом творчества была ассоциация: качание вызывается ветром, ветер - символ энергии и жизни, ибо он оплодотворяет землю, принося дождь. Так появилась сфера, навевающая мысли о земном шаре. Ну как, дорогой читатель, вас удивляет ход японской мысли? Дизайнер из Страны восходящего солнца вовсе не думал о ширине спинки и высоте подлокотников. Хотя, нет, наверное, думал, но уже после того как мысленно обежал весь мир.
Стремление жить в согласии с природой - особенность менталитета японцев. И те размышления, которые могут нам показаться не относящимися к делу или даже бредовыми, в результате выливаются в неожиданную, поражающую четкостью формы и выразительностью образа вещь.
Вешалка Meteo тоже возникла исходя из природных ассоциаций. Верхняя одежда, которую оставляют в прихожей, навевает мысли о ненастной погоде. Визуализацией ваших грустных мыслей становится вешалка, и тем самым вы от них освобождаетесь в соответствии
с законами психологии. Как это приятно: "снимать" плохое настроение вместе с одеждой в прихожей! Итак, на этот раз предмет мебели Ямакадо стал буквальной цитатой из книги природы, ибо Meteo напоминает согнувшееся от порыва ветра дерево с облетевшими листьями.
Один из бестселлеров фирмы YAMAKADO - складной стул Cinderella. "Золушка" появилась из лаконичного графического рисунка: креста и круга.
Противоположности и противоречия действуют на Ямакадо гипнотически. Ему нравится объединять, гармонизировать их. Дизайнер сам признается в этом и... провозглашает своим творческим принципом. Пожалуй, здесь тоже выражается национальный характер: мягкое упрямство японцев, которые не желают ни господствовать, ни подчиняться.
"Золушка" имела большой успех. Нет, не на королевском балу, а всего лишь на рынке. Высокая оценка, данная публикой именной этой модели, позволила "маленькому государству" YAMAKADO быстро развиваться и укреплять свои позиции. Так появились заводик в Анжу и шоу-рум в Париже. На сегодняшний день инженер Хироюки и математик Аньес стали настоящими специалистами в том, что касается стульев. Многие их модели заключают в себе маленькие открытия, подтвержденные патентами, а стиль отличают простота, чистота линий, функциональность и... единство противоположностей, присущее и самим создателям.