Хобби обязывает

квартира общей площадью 305  м2 Тимур Каримов

Дата публикации 01.05.2001

Фото: Зинон Разутдинов

Текст: Василий Лифанов

Автор проекта: Тимур Каримов

Журнал: N2 (18) 1998

Каждое хобби обычно какое-то время развивается вместе с человеком, особо не беспокоя окружающих. Но неизбежно наступает момент, когда мы, в угоду своему увлечению, начинаем производить в собственной жизни значительные изменения. Тогда рядом с нами и нашим хобби появляются новые события, люди, вещи, возникают новые интерьеры... Вот - классический пример До создания этого интерьера история человечества для Хозяина дома была прежде всего историей оружия. Оно - его хобби: Хозяин собирает старинные образцы оружия. Коллекция хранилась в квартире, где еще три года назад был сделан ремонт. Если помните, большинство отделочных материалов тогда выбиралось по принципу не "лучше - хуже", а "есть - нету". Поэтому между предметным миром и его "окружением" существовал диссонанс. Но на тот момент Хозяина его жилище вполне устраивало. Между тем хобби развивалось по закону цепной реакции. Наконец, оно заявило о себе в полный голос: концентрированная энергия старых вещей потребовала соответствующего окружения. И тогда начался необратимый процесс реконструкции. Квартира создавалась поэтапно, и сам процесс напоминал выкладывание мозаики: каждый "кусочек" реконструкции казался Хозяину последним. Но приходило понимание, что окончательная "картина" не вырисовывается, и он решался на следующий шаг. Мало того, Хозяин постоянно меняет предметы обстановки на новые, более подходящие. Фактически над квартирой работал дуэт, где кроме Архитектора имелся и декоратор - Хозяин. В какой-то момент сам интерьер стал хобби, ибо в сферу интересов Хозяина кроме оружия уже вошли картины, скульптура и пр. Для Хозяина реконструкция квартиры была постоянным стимулом к пополнению своих знаний. Однако наша экскурсия только-только начинается... Каминный зал В каминный зал можно пройти либо со стороны тренажерного зала, либо поднявшись по лестнице, либо - прямиком из бильярдной. Основная стилистическая тема этого помещения - собирательный образ Позднего Средневековья и эпохи Возрождения. Основная цветовая гамма - коричневые тона с вкраплениями синего, белого, черного, красного. Цветовые акценты создают шкуры волков, брошенные в кресла, а также витражи, камин, скульптуры. Для целостного восприятия помещения Архитектор ввел продольное членение потолка деревянными балками. В квадратах кессонированного потолка - оживленные дневным светом витражи. Их рисунки повторяют витражи собора Парижской Богоматери, "спрятавшиеся" в складках громадного готического собора. Тему готики поддерживает и резной портал над дверьми, ведущими в тренажерный зал. По левую руку от наблюдателя располагается белый известняковый портал камина. Над ним - второй уровень библиотеки, огражденный резной балюстрадой. Мебель - сплошь антикварная. Рядом с библиотечной лестницей - шкаф-креденца XVIII века, точная копия шкафа XVI века, принадлежавшего великой интриганке Екатерине Медичи. Справа у стены - секретеры XVIII - XIX веков, на которые в свое время были навешены резные дверцы XVII века. По центру - столик и пара кресел XIX в. На столике лежит раскрытый каталог последнего аукциона Sotheby's. За стеклом секретеров толпятся толстенные дореволюционные издания: Брокгауз и Ефрон, Даль... Там и сям стоят скульптурные группы Клодион, Френье. Но что по-настоящему завораживает - так это оружие, ради которого и подбирались все остальные предметы. Целый арсенал, относящийся к XIV, XV, XVI, XVII векам, размещается над лестницей и по сторонам прохода в бильярдную. На стенах висят щиты, двуручные тевтонские мечи, изогнутые восточные сабли, боевые секиры, кинжалы для левой руки - даги, русские шестоперы, засапожные ножи, рапиры, пламевидные (извилистые) шпаги. В специальных козлах вдоль стен стоят копья и алебарды. На полках лежат шлемы. Рядом пристроилась похожая на арбалет баллиста. Она метала камни или ядра. На ложе баллисты укреплена прицельная планка наподобие той, которой оборудуется современное стрелковое оружие. Слева от лестницы, на боковой стенке шкафа, висит согнутый лук без тетивы. Оказывается, за тетивой из оленьей жилы недосмотрели, ее недавно съела собака... На стоящие по углам манекены надеты кирасы, пластинчатые латы и кольчуги. Невольно примеряешься к доспехам - налезут ли? Бильярдная Тема - ампир периода его увлечения египетскими мотивами. Это подчеркивается самым древним оружием коллекции - бронзовым, медным. Хранится оно в нишах, которые сторожат сфинксы. Помещение вытянутое, его центр занимает бильярд. Обращает на себя внимание грамотная режиссура цвета, вызывающая у зрителя торжественное настроение. Точка отсчета - сукно бильярда. Сине-зеленый, изумрудный, коричневый, охристый, золотисто-желтый, красный, белый, голубоватый, сине- зеленый. Все, колористический круг замыкается. Над бильярдом - забранный диагональной решеткой световой колодец, венчающий подсвечиваемый с боков купол. Сам купол опирается на белые с золотыми поясами декоративные колонны. Отделяет же купол от стен козырек фальш-потолка. Рисунок верхней решетки повторен в мозаичном рисунке центральной части пола. Золоченый египетский орнамент в белых медальонах, картины в золоченых рамах. Статуи полуобнаженных древнеегипетских жриц со скрещенными под грудью руками. Роскошные консоли в стиле русского ампира начала XIX века, вернувшие-ся из Франции... Лестница Ее главное украшение - опять-таки оружие. Лестничный марш, связывающий разные уровни квартиры, посвящен холодному оружию экзотического происхождения. Невообразимые серпы из Африки, самурайские мечи-катана, мечи воинов из кровожадного племени даяков - "охотников за головами" и прочее. Кстати, на клинке одного из кинжалов изображена сцена отрубания головы... этим же кинжалом. Внизу "притаилась" бронзовая скульптура самурая в полном боевом снаряжении. Рядом на манекене демонстрируется облачение самурая XVIII века. Эти доспехи изготовлены из какого-то необычного материала, с виду непохожего на металл. Это железо, обтянутое тонкой кожей, которая пропитана лаком. Гостиная-оружейная В целом здесь ничего не менялось после первого ремонта. Единственное, что сделал Архитектор, - он балками кессонировал потолок. Благодаря этому помещение стало более соразмерным и гармоничным - членение стен картинами и мебелью перекликается с членением потолка. Его "ячейки" заполнены росписью в технике гризайль. Стены отделаны голубоватой венецианской штукатуркой, пол застлан дорогим ковровым покрытием. Стилистическая тема гостиной - воинственный и несколько театральный просвещенный абсолютизм XVII - XVIII веков. На стенах - картины голландца Хухтенберга, придворного баталиста принца Евгения Савойского. Присутствуют и работы придворного художника Александра I Богдана Видевальде и художника Лядурнера "от" Николая I. Еще есть Васнецов - "Битва на Чудском озере". В общем, всюду война и бравурное настроение. Даже парадный портрет жены Хозяина соседствует на стене с шотландским палашом XVI века. Мебель из красного дерева - шкафы, бюро - это антикварные стилизации конца XIX века. На бюро - скульптуры Лансере. На креслах - пятнистые шкуры барсов. На стенах появились испанские аркебузы XVII века с колесцовым механизмом, перед выстрелом их нужно было заводить, как будильник; русская пищаль XVI века, с которой буйные соратники Ермака покоряли Сибирь; богато декорированные турецкие и черкесские ружья, драгунские пистоли войны 1812 года с прикладом. Есть даже изящный дамский пистолетик с ореховой рукоятью - "Монте-Кристо". Мало того, есть и пушки. А именно - русские и шведские пушечки XVII века и совсем игрушечная екатерининская салютница. В числе холодного оружия той эпохи в гостиной, кроме шотландского палаша, представлены офицерские парадные и боевые шпаги. Редкий экспонат - нож французского колониального вояки, напоминающий мачете. На обширных подоконниках молодцеватое отделение манекенов гордо демонстрирует парадные и походные кирасы времен царя