Хочу быть счастливым!
квартира общей площадью 171 м2 в Киеве Виталий Сысоев
Помните, как в детстве, на первых уроках иностранного языка, мы, маясь, записывали непонятные слова русскими буквами? Уже будучи взрослыми, мы узнали, что этот процесс называется транслитерацией и имеет несколько степеней сложности. С точки зрения транслитерации можно объяснить даже первопричины возникновения эпохи Возрождения или Классицизма. Творческие поиски Модильяни - переложение эстетики африканской скульптуры на язык европейской живописи - это тоже "транслитерация". На такие размышления (вроде бы столь далекие от архитектуры) нас навела современная квартира, о которой пойдет речь ниже
А начиналось все как-то прозаично. Заказчик приобрел квартиру в здании, построенном в 1899 году и находящемся в заповедной части города Киева. С просьбой обустроить интерьер хозяин обратился к Виталию Сысоеву. Почему именно к нему?
Потому что был знаком с предыдущими работами архитектора и имел возможность оценить его творческий потенциал.
Кропотливая совместная работа над эскизами основных помещений быстро сплотила архитектора и заказчика. И когда настало время заняться стилистикой и деталировкой интерьера, они уже понимали друг друга с полуслова. То есть заказчик понимал желание архитектора подчеркнуть эпоху, к которой относится здание, а архитектор, в свою очередь, понимал, что "классицизм не пройдет". Поэтому решение, вообще-то характерное для модерна, - обнажить кладку стен - было принято сразу.
И в результате определился ключевой момент, если хотите - камертон, по которому постепенно настраивалось все стилистическое и ритмическое звучание интерьера. Все технические, технологические и декоративные задачи решались исходя из этого аспекта. И одновременно возникла возможность применить в интерьере фрагменты экстерьера. Например, наружные оконные обрамления были повторены внутри - во всех дверных и оконных проемах. Этот же прием применен и в длинном коридоре.
Интересно, что в данном случае сознательно не велась борьба с коридором. Однако чередование кирпичной кладки и "рваной" светлой штукатурки, плюс подсвеченные ниши трансформировали его в своеобразную галерею образов - от африканских масок до великолепной скульптуры XVIII века. Деревянные конструкции кессонов придают оформлению коридора выраженную графичность. Кроме этого, коридор-галерея выполняет и еще одну функцию, незаметную на первый взгляд: он создает предпосылку для лучшего восприятия открытого пространства.
Это пространство условно можно разделить на две зоны - представительскую и интимную. Представительская часть квартиры образована гостиной, столовой и кухней. При этом гостиная отделена от обеденной зоны металлической колоннадой, которая придает помещению оттенок подчеркнутой респектабельности. Сами же колонны - образец современного "лоу-тековского" направления в дизайне, где органично соединяются современный материал и дух древних цивилизаций. Удачной архитектурной находкой стала часть оштукатуренной стены, преобразованная в экран домашнего кинотеатра. Этот вполне функциональный элемент прекрасно сочетается с кирпичными стенами, белым потолком и терракотовым полом.
Хочется подчеркнуть неожиданное и фантастическое соединение разных направлений дизайна в представительской половине квартиры.
Столовая и кухня, где витает дух латиноамериканской культуры, удачно подчеркнуты мавританскими мотивами гостиной. Кажется, от такой стилистической пестроты должна закружиться голова. Как же удалось создать на основе разноголосья слаженный хор? Отвечаем: это произошло благодаря мебели ручного изготовления, удобной и доброй.
Интимные покои отнесены вглубь коридора. Излюбленное место хозяина - кабинет-библиотека, выдержанный в духе Англии колониальных времен. Здесь нет привычных деревянных панелей и кессонных потолков. Традиционный декор тоже отсутствует, а стиль формируется с помощью мебели. Огромное кресло-качалка, книжный шкаф и письменный стол овеяны духом сосредоточенной мудрости. Впечатление усиливают египетские папирусы на стенах. Одна из неожиданностей комнаты - вход в санузел, решенный в виде шкафа с раздвижными дверями и множеством полочек для туалетных принадлежностей.
По другую сторону кабинета расположена спальня, самое уютное и лиричное помещение квартиры. Результатом сочетания голландского натюрморта, испанской колонны и очаровательного балдахина над кроватью стал таинственно-торжественный образ средневековой Европы. Детали проходят перед глазами, подобно фрагментам единого приятного сна. А днем сновидения прячутся в подвесные ящички на стенах спальни.
Как европейцы открыли для себя Японию, так можно, отодвинув витражную перегородку, "открыть" ванную комнату. Утопающая в зелени, она напоминает дивный японский садик. Это еще один декоративный сюрприз, замечательно разнообразивший интерьер.
Ну и как же определить стиль квартиры, по которой мы только что прошли? Здесь нет формальной заданности, нет единой линии развития, интерьер эклектичен. Складывается даже впечатление, будто элементы декора, материалы в нем заново изобретаются - спонтанно, на ходу.
И человек словно бы дрейфует в океане истории искусств, пережитой и переосмысленной архитектором и заказчиком. Отсюда чувство захватывающей внутренней свободы. Где еще убранство так легко переходит от абстрактного стиля к фигуративному, давая неожиданные примеры знаковой виртуозности?
Все эти свойства интерьера дают основание говорить, что он выполнен в стиле "трансавангарда". Разве не читается здесь явная цель превзойти авангард и в то же время видоизменить его? Но в программе "трансавангарда" декларируется и право искусства на "собственную внутреннюю причину". Он распахнут и для опыта предшественников, и для той самой "транслитерации", о которой мы вспомнили вначале. Вовсе не случайно вспомнили. Подумать только, до чего по-разному люди, обустраивающие свой новый дом, твердят каждым его уголком, каждой деталью - одно и то же: "Я хочу быть счастливым в этих стенах!"