Хорошо забытое: новая жизнь интерьера дворянского дома
Команда профессионалов из Москвы, Санкт–Петербурга и Нижнего Новгорода восстановила по крупицам особняк XIX века
Небольшое дворянско–купеческое имение, построенное в 1875 году, — объект культурного наследия и одна из достопримечательностей Нижнего Новгорода. Однако за годы эксплуатации здание обветшало и требовало серьёзной реконструкции.
Авторы проекта — архитектор Алексей Пушкарёв, декоратор Владимир Петров (слева), художник–декоратор Виктор Иванов (справа), руководитель проекта Алёна Высоцкая
«Когда мы подключились к проекту, — рассказывает один из авторов Владимир Петров, — дом был буквально перебран «по брёвнышкам». Архитектор Алексей Пушкарёв, пригласивший нас с Виктором Ивановым на объект, проделал огромную работу: полностью отреставрировал здание, оснастил инженерией и подготовил к следующему этапу — созданию интерьера. Внутреннее убранство также сильно пострадало, многое было утеряно, до нашего времени дошли лишь небольшие фрагменты: детали лепнины и карнизов в некоторых помещениях, частично паркет и местами изразцовые печи. Поскольку никакой документации, фотографий или описания не сохранилось, мы решили воссоздать интерьер, исходя из того, что осталось, и нашего представления, каким интерьер мог бы быть в то время и каким он может быть сегодня».
Гостиная
Диван насыщенного лимонного цвета освежает нейтральный в колористическом плане интерьер; ещё одно активное цветовое пятно — картина, написанная специально для этого интерьера. На контрасте с яркими современными предметами особенно эффектно смотрится классический комод в технике «буль».
Ещё один потрясающий комод в технике «буль» 1989 года выступает своеобразным арт– объектом в по-мужски строгом интерьере курительной комнаты.
Работа с историческим пространством требует особых знаний и подхода.
«Реставрация — дело тонкое и сложное, — замечает Виктор Иванов, — здесь нужны специалисты высокого уровня. Живописцев, лепщиков осталось очень мало, и питерские мастера — лучшие в своём деле, они, как никто другой, владеют материалом и имеют большой опыт в реставрации. В интерьере использованы различные классические техники: альфрейная живопись, роспись по буазери и другие».
Переговорная комната
Старый, плохо сохранившийся паркет заменили новым. Однако рисунок раскладки и размер плашек остались теми же, что и были изначально. По уцелевшим деталям была восстановлена и старинная печь, изразцы для которой изготовили нижегородские мастера. Печь задала общее цветовое решение интерьера.
Кабинет хозяина. Письменный стол, Annibale Colombo. Кресла, Provasi. Комод, Hooker
Кресла, Mis en Demeure. Письменный стол, Besana. Люстра, Italamp. Картины, автор — Жанна Яковлева
«Нам хотелось не только сохранить дух и атмосферу ушедшего времени, но и показать, что у классики человеческое лицо, она может быть лёгкой и живой, — продолжает Владимир.— Одно дело, когда создаёшь классический интерьер с нуля, другое — когда есть от чего отталкиваться, есть куда идти. Всё, что можно было восстановить по сохранившимся деталям (лепнина, паркет, двери, карнизы, печи), мы воссоздали. Остальное придумывали, опираясь на исторические прототипы: сюжеты росписей потолков и буазери, орнаменты изразцов — копии интерьеров XIX века, заимствованные и переработанные под нашу историю. При этом мы не ставили задачу превратить дом в музей. Это современный жилой интерьер с большой долей историзма. Поэтому мы привнесли в дизайн элемент игры, использовав современную мебель, светильники, живопись и текстиль, создающие ощущение, что интерьер, несмотря на годы забвения, тем не менее развивался, менялся с течением времени и дожил-таки до наших дней, несмотря на все превратности судьбы, и будет жить дальше, потому что классический интерьер — это интерьер вне времени, вне пространства, и будет вдохновлять новые поколения, как вдохновляет нас».