Хорошо забытое: новая жизнь интерьера дворянского дома

Команда профессионалов из Москвы, Санкт–Петербурга и Нижнего Новгорода восстановила по крупицам особняк XIX века

Дата публикации 02.02.2017

Фото: Дмитрий Лившиц

Текст: Ольга Вологдина

Автор проекта: Владимир Петров
Виктор Иванов

Журнал: №1 (222) 2017

Небольшое дворянско–купеческое имение, построенное в 1875 году, — объект культурного наследия и одна из достопримечательностей Нижнего Новгорода. Однако за годы эксплуатации здание обветшало и требовало серьёзной реконструкции.

Авторы проекта — архитектор Алексей Пушкарёв, декоратор Владимир Петров (слева), художник–декоратор Виктор Иванов (справа), руководитель проекта Алёна Высоцкая

«Когда мы подключились к проекту, — рассказывает один из авторов Владимир Петров, — дом был буквально перебран «по брёвнышкам». Архитектор Алексей Пушкарёв, пригласивший нас с Виктором Ивановым на объект, проделал огромную работу: полностью отреставрировал здание, оснастил инженерией и подготовил к следующему этапу — созданию интерьера. Внутреннее убранство также сильно пострадало, многое было утеряно, до нашего времени дошли лишь небольшие фрагменты: детали лепнины и карнизов в некоторых помещениях, частично паркет и местами изразцовые печи. Поскольку никакой документации, фотографий или описания не сохранилось, мы решили воссоздать интерьер, исходя из того, что осталось, и нашего представления, каким интерьер мог бы быть в то время и каким он может быть сегодня».

Гостиная

Диван насыщенного лимонного цвета освежает нейтральный в колористическом плане интерьер; ещё одно активное цветовое пятно — картина, написанная специально для этого интерьера. На контрасте с яркими современными предметами особенно эффектно смотрится классический комод в технике «буль».

Ещё один потрясающий комод в технике «буль» 1989 года выступает своеобразным арт– объектом в по-мужски строгом интерьере курительной комнаты.

Работа с историческим пространством требует особых знаний и подхода.

«Реставрация — дело тонкое и сложное, — замечает Виктор Иванов, — здесь нужны специалисты высокого уровня. Живописцев, лепщиков осталось очень мало, и питерские мастера — лучшие в своём деле, они, как никто другой, владеют материалом и имеют большой опыт в реставрации. В интерьере использованы различные классические техники: альфрейная живопись, роспись по буазери и другие».

Переговорная комната

Старый, плохо сохранившийся паркет заменили новым. Однако рисунок раскладки и размер плашек остались теми же, что и были изначально. По уцелевшим деталям была восстановлена и старинная печь, изразцы для которой изготовили нижегородские мастера. Печь задала общее цветовое решение интерьера.

Ещё один важный момент: проект пронизан русской темой: русский стиль в интерьере и русские мастера, изготовившие все элементы декора от и до. Несмотря на общую линию, у каждой комнаты в доме свой характер и настроение, цветовая гамма и декор.

Кабинет хозяина. Письменный стол, Annibale Colombo. Кресла, Provasi. Комод, Hooker

Кресла, Mis en Demeure. Письменный стол, Besana. Люстра, Italamp. Картины, автор — Жанна Яковлева

«Нам хотелось не только сохранить дух и атмосферу ушедшего времени, но и показать, что у классики человеческое лицо, она может быть лёгкой и живой, — продолжает Владимир.— Одно дело, когда создаёшь классический интерьер с нуля, другое — когда есть от чего отталкиваться, есть куда идти. Всё, что можно было восстановить по сохранившимся деталям (лепнина, паркет, двери, карнизы, печи), мы воссоздали. Остальное придумывали, опираясь на исторические прототипы: сюжеты росписей потолков и буазери, орнаменты изразцов — копии интерьеров XIX века, заимствованные и переработанные под нашу историю. При этом мы не ставили задачу превратить дом в музей. Это современный жилой интерьер с большой долей историзма. Поэтому мы привнесли в дизайн элемент игры, использовав современную мебель, светильники, живопись и текстиль, создающие ощущение, что интерьер, несмотря на годы забвения, тем не менее развивался, менялся с течением времени и дожил-таки до наших дней, несмотря на все превратности судьбы, и будет жить дальше, потому что классический интерьер — это интерьер вне времени, вне пространства, и будет вдохновлять новые поколения, как вдохновляет нас».