Игра как способ перевода
двухуровневая квартира общей площадью 185 м2 Елена Тимченко, Сергей Тимченко
Постмодернизму свойствен прагматизм. Ему же присущи чувство юмора и здоровый конформизм. Он может быть очень разным и при этом очень цельным и всякий раз свежим. Архитекторы создали безусловно постмодернистский, но при этом удобный и "человечный" интерьер.
Классика и современность органично соединены в модной эклектике. Сами авторы, впрочем, предпочитают понятие "игра". Классика интерпретируется архитекторами как стиль условных знаков и паролей. В ее семантическом поле одновременно оказываются представители разных исторических эпох и стилей: Микеланджело и автор Венеры и Адониса, Форназетти и Ле Корбюзье.
В распоряжении Сергея и Елены Тимченко оказался недостроенный дом (без последних двух этажей). Поэтому удалось реализовать те решения, которые по определению были бы невозможны в рамках традиционного подхода к перепланировке.
Например, увеличить высоту потолков (против предусмотренных типовым проектом (2,5 м), спрятать ригели, поместить лестницу за несущую стену. Помещения объединили, "сломав" ненужные перегородки еще на компьютерном мониторе.
Зонирование жилого пространства получилось весьма необычным. Парадный вход в квартиру - с верхнего этажа. Там находятся и общественная, и приватная (спальня родителей) зоны, а на нижнем этаже, в статусе суперприватного помещения, - просторная детская.
Как для первого, так и для второго этажа главный принцип - открытость пространства. В архитектуре, декоре, освещении и колористике многократно рифмуются символы воды и воздуха. Это и стеклоблоки от пола до потолка, и волна на мозаичном полу прихожей - двойная аллюзия: вода и греческая волна (аутентичный рисунок Пиранези, предварительно разбитый по пикселям на компьютере). Волна коррелирует с лентой освещения на потолке - метафорой реки.
Во всем доме предусмотрены "холодный" и "теплый" варианты освещения, кардинально меняющие образ жилого пространства. Голубая "река" на потолке задумана как основное освещение, объединяющее функциональные зоны верхнего этажа. Кроме того, холодный свет оптически увеличивает расстояние между полом и потолком. Тогда как желтый делает дом уютнее, "теплее". Свою роль в создании уюта играет и огонь в камине.
В столовой всю стену занимает роспись - цитата из "Сотворения Адама" - декоративный прием, который переносит обитателей и посетителей дома в условное мифологическое время. Ощутим в этом и привкус постмодернистской иронии. Классическая тема поддержана материалом: столешница барной стойки и кухни - из каррарского мрамора.
Спальня полностью соответствовала бы стилистике минимализма, если бы не грандиозное "античное" панно в изголовье кровати. Лестница еще более остроумно сочетает классический образ и современный подход.
"Балясины" выполнены пескоструйным способом на стеклянном полотне.
"Тональность" детской вписывается в общую стилистику дома. Открытые цвета, стеклоблоки, "облачко" на потолке, коллекция декоративных тарелок с условно классическими мотивами. Забавные светильники и игрушки придают детской уютный и задорный вид.
Смысл того "послания" (если пользоваться постмодернистской терминологией), которое являет собой образ дома, может быть сформулирован кратко: Vive Valeque! - "Живи и будь здоров!"
Сергей Тимченко (архитектурная мастерская Т&Т):
"Вопрос о стилевой принадлежности квартиры - риторический. Мы не старались придерживаться каких-либо канонов. Результат - определенно нескучная квартира, с чувством юмора, играющая метафорами и блещущая классическими цитатами. Вместе с тем это комфортабельное жилье. Рискнем предположить, что этот дом будет долго оставаться молодым".